Карея столица святой горы Афон Греция

Святая гора Афон монастыри, скиты, кельи, причалы

Карея

Карея расположена на северо-восточном склоне Святой Горы, в срединной части монашеской республики. Местность эта восхитительна. Множество пустыннических келий и несколько общинных обителей разбросаны по живописным окрестностям Кареи. По-гречески слово «кариа́» означает «ореховое дерево», и на самом деле, в здешних окрестностях растёт много орешника. Множество пустыннических келий и несколько общинных обителей разбросаны по живописным окрестностям Кареи.

Кроме Протата (Кинота), здесь находятся кона́ки(представительства) всех святогорских обителей (большей частью постройки XIX–XX веков), резиденция губернатора Афона, полицейский и таможенный участки, почта-телеграф, медицинский пункт, несколько магазинов, небольшая гостиница, пекарня и харчевня. Раз в день, приблизительно в десять часов утра, отсюда идёт автобус до пристани Дафни, отстоящей от столицы на восемь километров.

В канцелярии Священного Кинота вы сможете продлить свой диамонитирион – разрешение на посещение Святой Горы. Лучше всего это сделать в утренние часы, сразу после переезда в Карею. В понедельник и четверг в Протате проходит Синаксис – собрание представителей афонских монастырей, а в воскресение там выходной день. Таким образом, лучшие дни для продления диамонитириона – вторник, среда, пятница и суббота.

Паломники часто встречают на улицах Карее сердарей – гражданских служащих, носящих шапочки с инициалами А.О. («Агион Орос» – Святая Гора). Они исполняют функции своего рода муниципальной полиции. А один из них сопровождает афонского прота во время каждого его передвижения по улице. Слово «сердарь» имеет персидское происхождение и переводится как «предводитель войска». В былые времена сердари действительно участвовали в обороне монастырей от пиратских набегов.

Монахи келиоты

В Карее много монахов-келиотов. Их послушания очень разнообразны: иконопись, резьба по дереву, пошив монашеской одежды, производство ладана, плотничество, строительство. При каждой келии обязательно имеется небольшой храм, но на большие праздники отцы часто собираются в протатском соборе.

Из известных карейских келий стоит выделить Буразери, посвящённую Свт. Николаю. Она располагается на дороге, ведущей из Кареи в Ставроникитский и Иверский монастыри. Несколько лет назад усилиями братии из знаменитого монастыря Параклиту (неподалёку от Афин) началось возрождение этой обители. Имя келии связано с русским монахом Неофитом Белозерским, купившим её в XIX веке. Братия Буразери известна своим иконописным мастерством.

Стоит также упомянуть келию Равдуху. Она подчиняется монастырю Пантократор и находится рядом с карейским монастырём Кутлумуш. Престольный праздник келии – Введение во храм Пресвятой Богородицы. В средние века здесь был монастырь, занимавший двенадцатое место в афонской иерархии. Само здание келии считается некоторыми учёными древнейшим из сохранившихся на Афоне (IX). Паломникам стоит увидеть уникальные фрески XII века, находящиеся в храме этой обители.

В Карее находится 8 зависимых от Великой Лавры келлий, в которых проживает 11 монахов. Самая древняя из них в честь Св. Троицы скорее всего тождественна келлии Профурни (Προφούρνι), где жил прп. Афанасий до основания Великой Лавры. В келлии св. Архангелов, или Ягари (сокр. ᾿Ιάγαρη от ̀λδβλθυοτεΑγιοι ᾿Αρχάγγελοι), в XV в. подвизались преподобные Филофей и Нектарий. В келлии Скуртеев (Σκουρταίων) с церковью во имя вмч. Георгия последние годы жизни провел прп. Никодим Святогорец († 14 июля 1809), в память о нем здесь построен величественный храм.

Священный Кинот

В настоящее время монашеская республика Афона управляется Священным Кинотом, состоящим из представителей двадцати афонских монастырей. Кинот и выбранный из него совет – Священная Эпистасия – составляют Протат – орган верховного управления Афоном. Все афонские монастыри поделены на пять четвёрок, ежегодно поочерёдно сменяющих друг друга в управлении Святой Горой.

Первое лицо из четырёх эпистатов – Прот или Протоэпистат – может быть избран только из представителей одного из пяти монастырей, возглавляющих традиционные четвёрки: Великой Лавры, Ватопедского, Иверского, Дионисиата и Хилендара.

Два раза в год (через пятнадцать дней после Пасхи и 20 августа) проходит собрание игуменов всех афонских монастырей. Здесь принимаются самые важные решения, касающиеся жизни Святого Афона.

Карейский протатский храм Успения Пресвятой Богородицы – соборный для всего Афона. На Горнем месте в алтаре Протатского храма находится чудотворная икона Богородицы «Достойно Есть» (греч. «Аксион Эсти́н»), наиболее почитаемый на Афоне образ Божией Матери.Всякий паломник может помолиться перед чудотворной иконой и приложиться к ней, но чтобы это сделать, необходимо попасть в протатский собор, который открывается дважды в день для утреннего и вечернего богослужений; обычно это бывает в 5 утра и в 6 вечера. Подробнее

Карейский протатский храм Успения Пресвятой Богородицы – соборный для всего Афона. Он был построен в X веке императором Никифором Фокой. В XIII собор разрушили униаты (или, по другим данным, каталонцы), на этот раз его воссоздали на пожертвования императора Андроника II. Здесь сохранились фрески XIΙΙ века, автор которых – один из величайших иконописцев в истории Церкви, представитель так называемой македонской школы Эммануил Панселинос. Мраморный иконостас собора – древнейший, из сохранившихся на Афоне. Позднейший иконостас 1611 года – произведение иеромонаха Неофита Рутиса (он считается прототипом афонских резных иконостасов) – в 1955 году был перенесён в здание Священного Кинота и помещён рядом с залом собраний.

Невдалеке от Кареи существует и доныне келья с небольшою церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы. В келье этой жил один старец со своим послушником. Случилось так, что старец, пожелав однажды выслушать Всенощное бдение под воскресенье в Карейском Протатском соборе, отлучился туда, а ученик, получив от него указание исполнить службу дома, остался в келье. При наступлении ночи он вдруг услышал стук в дверь. Открыл её и видит пред собою незнакомого монаха. Послушник ввёл его в храм; с благоговением совершали они свои молитвенные песнопения. Когда же пришло время славить Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, они, ставши пред иконою Богородицы, стали воспевать Её. Послушник пел обычную древнюю песнь святого Космы Маюмского. Но гость его, делая к гимну сему иное начало, запел так: Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего, – а к этому уже прибавлял и: «Честнейшую» до конца. «Чудно! – воскликнул растроганный новою песнью послушник и обратился к незнакомцу: «Но мы поём только: “Честнейшую”, а такой песни – “Достойно есть” – до сей поры никогда ещё не слыхали… Прошу тебя, напиши мне сию песнь, чтобы и я мог таким же образом величать и славить Богородицу». – «Хорошо, – отвечал незнакомец, – дай мне бумаги и чернил, я запишу тебе эту песнь». – «Прости, брате, – кланяясь и с прискорбием ответил послушник гостю, – мы, занимаясь молитвою и рукоделием, редко в них нуждаемся, и потому в настоящее время нет ни того, ни другого». – «Так принеси мне, по крайней мере, какую-нибудь каменную плиту», – продолжал гость. Инок сейчас же принёс плиту и подал незнакомцу, который, взявши оную, перстом своим начал писать на ней Богородичную песнь. И – о чудо! Как воск умягчился камень под чудодейственною рукою удивительного посетителя, и слова чётко и ясно отпечатывались на камне. Дописав, он вернул доску и сказал: «Отныне всегда пойте так: и вы, и все православные христиане!» – и исчез. Это был архангел Гавриил, посланный от Бога возвестить христианам небесный, ангелосложенный гимн Присноблаженной и Пренепорочной Богородице.

Старец, возвратясь с бдения и застав своего послушника поющим чудную песнь, поражён был новизною сей песни: «Где ты выучился так петь?» – спросил он своего послушника. Тот рассказал старцу всё случившееся, показав и саму доску с чудесным на ней начертанием Божественной песни. Тогда же оба они, взявши камень, представили его в Протат и обстоятельно рассказали на общем соборе подробности чудесного события. Там все едиными устами и единым сердцем прославили Христа Господа и воспели Его Матери новую песнь, принесённую архангелом Гавриилом. Вслед за этим донесли патриарху и царю о чудесном явлении и в подтверждение случившегося каменную доску с начертанными на ней словами песни Пресвятой Богородице отослали к ним в Константинополь, где она хранилась в храме Софии Премудрости Божией. А та икона, пред которою была воспета сия радостная песнь, взята из кельи отцами Горы и перенесена в Соборный Протатский храм, где она и доселе видима в алтаре на горнем месте, и всем приходящим и поклоняющимся ей с верою и любовью струит благодатные дары исцелений душевных и телесных. И носит она название: «Достойно Есть». Равным образом, и келья со времени этого чудесного события известна на Святой Горе под именем «Достойно Есть»… Дивное это событие празднуется ежегодно 11 июня. Чудо сие совершилось в царствование братьев – царей Василия и Константина, называемых Порфирородными, сыновей Романа Младшего, в патриаршествование Николая Хрисоверга.
Иеромонах Сергий (Веснин)

В пирге Протата находится библиотека, в которой помимо 117 древних рукописей хранится и уникальная историческая реликвия – тр́агос, т. е. цельная козлиная шкура, на которой записан первоначальный афонский устав, данный святогорским монахам императором Иоанном Цимисхием в 972 году.

В Карее, в древней келье Типикарница, пребывает чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница» (греч. «Галактотрофу́са»). Эту келью основал сербский святитель Савва, принесший на Святую Гору из Палестины, из Лавры прп. Саввы Освященного, две иконы Богородицы: «Млекопитательницу» и «Троеручицу» и жезл преподобного Саввы. Святитель Савва сам некоторое время в келье Типикарница подвизался в посте и молитве; здесь по его завету до сих пор не прерывается молитва за православный сербский народ.

Историческое предание

В Карейской келье Святой Троицы некоторое время жил преподобный Афанасий Афонский. Также со столицей Афона связаны имена его современников: преподобных Дионисия и Митрофана, Нектария и Филофея (1470), Феолипта Филадельфийского, Дионисия Олимпийского. Во время латинских гонений мученическую смерть принял прот Косма, много мирян и монахов. В карейской келье святого Георгия братьев Скуртеев подвизался величайший богослов Православной Церкви Нового времени преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Паломники могут посетить место, где прошли последние дни земной жизни Святого и поклониться его мощам.

В древности Карея составляла скит, но со времени падения Греции, когда от 180 обителей, которыми красовалась Святая Гора в X веке, осталось только 20, и когда Карейский скит не имел собственных средств и силы к самостоятельной жизни, советом всей Святой Горы положено было образовать из него род городка, где бы могли производиться по-прежнему торжки и иметь оседлость правительства: как афонское, так и турецкое. Таким образом, из скитских келий возникли монастырские подворья, и навсегда утвердился Протат.

Не многие паломники знают, что когда-то в Карее существовала лавра – «Лавра Кареи» или «Срединная Лавра». Уже с IX века появляется термин прот – так называли игумена карейской Лавры, имевшего первенство среди игуменов других афонских монастырей. Ежегодно в Карее проводились собрания святогорских монахов, участвовавших в принятии важных решений и совместной молитве. Со временем карейская Лавра прекратила своё существование, но Карея своё значение как столица Афона не утратила.

Географическое местоположение

Карея расположена на северо-восточном склоне Святой Горы, в срединной части монашеской республики. Местность эта восхитительна. К югу встаёт во всём своём царственном величии сама гора Афон, а запад оттеснён почти отвесными выступами хребта, опускающегося к Карее уступами гранитных скал и утёсов, будто перевитых гирляндою мелкого кустарника и каштанового леса.

Святыни

Храм Протата

Храм Протата — это один из древнейших соборов Святой Горы. Он был построен Афанасием Афонским в первой половине X века, а затем обновлен императором Андроником II Палеологом (1282-1328 гг). В XIII веке Собор пострадал от каталонцев, но снова был восстановлен болгарскими царями.

Храм посвящен Успению Пресвятой Богородицы, имеет также придел Св. Иоанна Предтечи. Роспись храма принадлежит кисти знаменитого византийского иконописца Мануила Панселина, представителя Македонской иконописной школы (начало XIV века). Есть предположение, что Мануил Панселин создал свой автопортрет, расписывая в Храме Протата сцену предательства Иуды. Характерной чертой росписи Панселина является иносказательный эллинистический стиль. В сцене Крещения Господня, например, интересна находка Панселина, где он изобразил старика, сидящего на дельфине, что олицетворяет реку Иордан. Отличительной чертой Панселина являются также светлые тона, которые придают фрескам живые формы. В иконостасе Храма есть иконы работы известного критского иконописца XVII века Феофана Бафа.

Икона Богородицы Достойно Есть

Икона принадлежит к типу «Милующая». Вплоть до посленего времени она находилась в алтаре Храма Протата, но сейчас, в связи с реставрационными работами, перенесена в киот слева от иконостаса. Икона имеет серебряный оклад, который был изготовлен в Ватопедском монастыре в 1836 году.

Согласно преданию, перед этой иконой ангел Господень пропел гимн «Достойно есть…». В честь этого события каждый год, в Понедельник Светлой Седмицы, проводится литания чудотворной иконы. Обходят все представительства монастырей. Выезд иконы за пределы Афона сопровождается такими же почестями, как и выезд главы государства. За всю свою историю икона переносилась из Афона всего 4 раза, в 1963 году, в 1985 году — на празднование 2300 лет с основания г.Салоники, в 1987 году — во время посещения Афин Константинопольским Патриархом, а в 1994 году икона посетила о.Кипр.

Икона Богородицы Млекопитательница

В Карее в древней келье Святителя Саввы Сербского «Типикарнице» находится также особо почитаемая чудотворная икона Богородицы Млекопитательница. Эту Икону Савва Сербский привез из Лавры преподобного Саввы Освященного. Святой основатель Лавры при кончине предсказал братии, что Лавру посетит паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и случилось в ХIII веке. Святитель Савва Сербский привез икону в Хиландарский монастырь, а затем икона была перенесена в церковь при келии «Типикарница» в Карее, где прежде хранился устав святителя Саввы.

Дополнительная информация

Полезные услуги

[[[[],[]],[[]],"and"]]
1 Step 1
Вопросы и пожелания
ИмяКонтактное лицо
СообщениеТекст обращения
0 /
Previous
Next

6 комментариев

Вы должнызалогиниться чтобы оставить комментарий.