Карули на святой горе Афон в Греции

Святая гора Афон монастыри, скиты, кельи, причалы

Карули

Территория, называемая Эремос, покрывает нижние участки склона Горы Афон за скитом Праведной Анны. Здесь Расположены следующие келии: Керасия, Святителя Василия, Катeнаки и Каруля. Карули внушают паломнику необычайное благоговение. Местность здесь дикая, кельи стоят на голой скале, по которой крайне трудно до них добраться. Здешние монахи-отшельники ведут строго аскетический образ жизни и проводят время в основном в молитве.

Карули – это скит, принадлежащий Великой Лавре. Насельники живут в кельях (в скиту – 12 келий, построенных в 17 веке) и в пещерах. Название скита происходит от катушки (по-гречески карули), которую используют монахи для поднятия в скит корзинки с едой и водой. Покосившееся деревянное устройство, закреплённое над пропастью, похоже на самодельный кран.

Отсюда к морю некогда спускалась верёвка, и проплывавшие мимо рыбаки клали в корзину оливки, сухари. Такой способ снабжения отшельников получил название «каруля». Привезённая провизия дополнялась растущими на скале плодами опунции — кактусов. Шли в пищу и акриды.

Это такие красноватые стручки. Если их тщательно разжевать, получится суховатая, чуть сладкая масса. Такие в Палестине тоже растут. На Афоне говорят, что именно такими акридами питался Иоанн Креститель.

Самое аскетичное и труднодоступное место на Афоне. Не всякий монах мог подвизаться здесь. Здесь нет воды, только дождевая. Летом — зной. Зимой – сырой пронизывающий до костей ветер. Само название «карули» , то есть «цепи» говорит само за себя.

Чтобы пробраться к отдельным пещерным кельям на Карули, надо идти – вернее, осторожно ступать, — по узкой тропинке вдоль скал на высоте 100-150 м над морем, держась лишь за металлические ржавые цепи, прибитые к скале еще свыше 100 лет назад. Это очень опасно.

Впереди — опасная стометровая тропинка над пропастью.

Узкая! Местами — шириной в одну ступню: Справа к скале прибита клиньями железная лента, ржавая! Она рвётся и крошится в руках.

Историческое предание

Карулия, Каруля; греч. τὰ Καρούλια), пещеры и келлии, находящиеся на обрывистых скалах в самой юж. части Афонского п-ова, недалеко от Катунакий. Отдаленные пещеры, куда можно добраться только по цепям, называются Внутренними, или Страшными, Карулиями (в отличие от Внешних). Название «καρούλι» происходит от тур. karauli — наблюдательный пункт или от лат. carrulus — тележка, т. е. подъемное устройство, при помощи к-рого отшельники могли выменивать у рыбаков продукты на свое рукоделие.

Первые подвижники приходят в Карулии в XVIII в., в XIX в. здесь образовалось поселение, значительное число монахов составляли русские более способные, чем греки, выдержать тяготы жизни в этом суровом и изолированном от внешнего мира месте. Небольшой кириакон был освящен во имя вмч. Георгия.

С конца XVIII до сер. XIX в. Карулии находились в зависимости от Большого скита св. Анны, порядок в кириаконе поддерживал приходящий оттуда монах. 18 мая 1866 г. Великая Лавра предоставила Карулиям статус скита, первым дикеем был избран рус. мон. Иннокентий († 1901), впосл. подвизавшийся в Андреевском скиту. Он сделал щедрые пожертвования на существовавшие келлии и на строительство 2 новых.

Русские на Карули

В начале XX в. в Карулиях жили 30 рус. монахов в 11 келлиях, в 1934 г.- 24 монаха в 19 келлиях, в 1940-1941 гг.- 28 монахов в 18 келлиях. Из рус. старцев известны схим. Феодосий, в прошлом преподаватель КазДА († 2 окт. 1937), иером. Никон († 1961), бывш. офицер царской армии, схим. Никодим, телохранитель имп. Николая II, пришедший на Афон из России пешком и подвизавшийся здесь до своей кончины († 13 февр. 1984).

Современный карульский монах Харитон Лавриот, известный афонский фотограф, по состоянию здоровья живущий в Великой Лавре, ухаживал за старцем Никодимом и сохранил многие карульские святыни и некоторые рукописи. В 90-х гг. Карулии стали местом временного проживания ряда русских монахов, постриженных в России, ныне они подвизаются в других местах Св. Горы. В настоящее время здесь живут 4 монаха в отдельных келлиях.

Статья паломника

…Альпинисты часто гибнут из-за того, что клин, вбитый в скалу год-два назад, выскакивает из расширившегося от перепадов температур отверстия в камне. …Зная об этом, мы спрашиваем: когда же вбиты эти клинья? Когда подвешены цепи и ленты? Никто не помнит — отвечают нам. Может, сто, может, двести лет тому назад. Старцы говорят, что на Афоне даже мелкие, но очевидные происшествия полезно проецировать в духовную, незримую сферу. Вот и думаешь сейчас: как же страшно идти над пропастью! А ведь дома, постоянно ходишь по краю таких духовных бездн, что дух захватывает. И не замечаешь… Идёшь и посмеиваешься ещё. На тропинке инстинктивно льнёшь к скале. Стараешься держаться не за хлипкую ленту, а за каменные выступы. И вдруг нога поехала- потеряла опору. И в пропасть посыпались мелкие камушки. Ёкнуло сердце. Монах делает замечание: не прижимайся к скале, иди прямо. Ногу ставь аккуратно, уверенно, на всю ступню. Наконец, с многочисленными порезами на ладонях от острого, как бритва, мрамора, оказываемся на небольшой площадке. За ней — две почти вертикальные, следующие одна за другой, лестницы. Деревянные, изъеденные временем гнилые ступеньки поскрипывают, прогибаются… Уф, всё! Уже почти пришли.

На внутренней Каруле нас сразу встречает заброшенная келья. У входа — жёлтые кости раннее подвизавшегося здесь насельника. …Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего… Имени его мы не знаем. Он из тех, кто стремился быть записанным не в энциклопедии знаменитостей. Писатель Павле Рак написал: «Здесь к останкам относятся особенно беззаботно, но ревностно. Ведь это нас, а не их, надо жалеть. Ведь это нам нужны посмертные знаки… Они умерли, завершив свой жизненный путь, единственной целью которого и была смерть. И кости оставленные, и пожелтевшие от времени служат путевым знаком…» Известные и неизвестные… Неизвестных в Каруле всегда было больше. Здесь принято скрывать свои подвиги…

Мы входим в заброшенный храм. Остатки иконостаса показывают, что он был русским. Сохранился подвешенный колокольчик. Здесь в запустении звон его печален. На Афоне, можно найти давно оставленные кельи, хозяйственные помещения, жизнь в которых, кажется, прекратилась совсем недавно… Впрочем, сегодня мы в гостях у сербского монаха. Заходим на минутку. Здесь подвизается и русский насельник. Всегда большинство здешних насельников были русскими. Передвигаться в келье можно лишь в глубоком поклоне, а стоять — только на коленях. Из мрака пещеры выходим на свет Божий, как воскресшие из гроба.

Кроме того, на Каруле в ΧΧ веке подвизались следующие русские монахи: схимонах Зосима, занимавшийся плетением корзин, схимонах Нифонт, живший рядом с Георгиевской кельей, ученики иеросхимонаха Феодосия: схииеродиакон Софроний и схимонах Досифей, приехавший на Афон по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского и бывший ранее в Ильинском скиту, схимонах Алипий, часовых дел мастер, схимонах Пахомий, схимонах Епифаний, живший в келье Рождества Христова, схимонах Епифаний, схимонах Василий из Иверской кельи, схимонах Харлампий, обитавший поблизости с Георгиевской кельей. Интересна история схимонаха Вафусия, жившего на самом краю Карули в келье напоминавшей по внешнему виду ласточкино гнездо. Еще до Первой мировой войны он узнал, что мать его в России тяжело больна и близка к смерти. Он пришел к ней, попрощался и похоронил ее и умудрился вернуться на Афон уже во время Гражданской войны.

Зилотское движение

Зилотское движение возникло впервые на Афоне в связи с самочинным введением нового стиля Константинопольским патриархом. Тогда большая часть русских монахов перестала поминать Константинопольского патриарха. Старец Феодосий вел переписку по этому поводу с митрополитом Антонием (Храповицким), и о. Никодим стал продолжателем его дела.

Так, он дал благословение ныне здравствующего схимонаха Пахомию из Старого Руссика на разработку некой новой календарной системы, которая учитывала бы астрономические неточности юлианского календаря. Вообще он был духовно близок братии его скита состоявшей из русских монахов РПЦЗ. Скит был освобожден в 1992 году от русских по приказу патриарха Варфоломея.

«Будучи на Афоне, я посещал русских отшельников Никодима Карульского и иных…», – вспоминал известный подвижник зарубежья архимандрит Нектарий (Чернобыль), живший на Афоне в 1966 году. Схимонах Никодим имел большое влияние на русское зарубежье, к нему приезжали паломники за советом, со многими он общался в письмах. По церковной иерархии о. Никодим был иподиаконом и рукоположен в этот сан в скиту святого Пророка Илии архиепископом Леонтием Чилийским.

Дополнительная информация

Полезные услуги

Вы должнызалогиниться чтобы оставить комментарий.