Лавра святого Афанасия на святой горе Афон в Греции

Лавра святого Афанасия

Лавра святого Афанасия [греч. Μεγίστη Λαύρα τοῦ ἁγίου ᾿Αθανασίου], мужской общежительный, древнейший из существующих монастырей на горе Афон. Первоначально был посвящен Благовещению Божией Матери, в XV в. переименован в честь прп. Афанасия Афонского (ок. 925/30 — ок. 1000), основателя монастыря. Уже в Типиконе 972 г. монастырь был назван Великой Лаврой и по настоящее время сохраняет почетное первенство среди 20 афонских обителей.

Великой Лавре принадлежит самая большая по сравнению с другими афонскими монастырями территория, включающая юж. часть п-ова Айон-Орос со всеми скитами и кельями, вершину горы Афон с находящимся на ней храмом Преображения Господня. Общая площадь владений Великой Лавры составляет 72 тыс. кв. га, т. е. 21,3% от всей территории п-ова Афон. В целом число братии Великой Лавры составляет ок. 338 монахов, из к-рых 47 чел. живут непосредственно в обители, а остальные 291 — в ее многочисленных скитах, кафизма, исихастириях и кельях.

Великой Лавре принадлежат 3 больших скита: св. Анны (см. ст. Анны святой Большой скит), Кавсокаливийский и Продром (Иоанна Предтечи), а также 7 монашеских поселений (кафизм), состоящих из отдельных отшельнических келлий (исихастириев) или небольших калив: Малая св. Анна, Вулевтирии, Катунакии, Карулии, Керасья, св. Василия, к-рые находятся в юго-западной части Афонского п-ова, за монастырем св. Павла и Новым Скитом.

Из 42 келлий Великой Лавры самые известные: Морфону, Милопотам, прп. Нила Мироточивого, прп. Петра Афонского и ряд келлий в Провате.

Игумен Великой Лавры- архим. Продром (с 2000). Главные праздники — день кончины прп. Афанасия Афонского (5 июля), а также Благовещение Пресвятой Богородицы и память преподобных Иоанна Кукузеля и доместика Григория Гликиса (1 окт.).

С особой торжественностью отмечается главный панигир Лавры – день памяти прп. Афанасия Афонского (5/18 июля). Этот праздник привлекает, пожалуй, наибольшее число паломников. Богослужение без перерыва порой продолжается более пятнадцати часов.

Согласно монастырскому преданию, Сама Богородица повелела монахам установить главный праздник Лавры в день памяти преподобного Афанасия. Раньше панигир приходился на Благовещение, в честь этого праздника освящён и главный собор монастыря. В 1425 году в день этого праздника Пречистая явилась игумену и велела впредь праздновать с особой торжественностью день памяти преподобного, столько сил вложившего в свой монастырь.

Святые места принадлежащей Великой Лавре

В Карее находится 8 зависимых от Великой Лавры келлий, в к-рых проживает 11 монахов. Самая древняя из них в честь Св. Троицы скорее всего тождественна келлии Профурни (Προφούρνι), где жил прп. Афанасий до основания Великой Лавры. В келья св. Архангелов, или Ягари (сокр. ᾿Ιάγαρη от ̀λδβλθυοτεΑγιοι ᾿Αρχάγγελοι), в XV в. подвизались преподобные Филофей и Нектарий. В келлии Скуртеев (Σκουρταίων) с ц. во имя вмч. Георгия последние годы жизни провел прп. Никодим Святогорец († 14 июля 1809), в память о нем здесь построен величественный храм.

Агиасма прп. Афанасия, чудотворный источник, изведенный Божией Матерью в назидание прп. Афанасию. С одной стороны от источника, образующего небольшой водопад, находится храм Живоносного Источника, с др.- беседка для паломников.

Исихастирий свт. Григория Паламы, расположенный на склоне горы Афон в нескольких км подъема от Великой Лавры, посвящен св. Савве, хотя более известен по имени подвизавшегося здесь свт. Григория Паламы.

Кафизма Св. Троицы (или Кафизма Кир-Исайя; греч. τοῦ κὺρ ᾿Ησαΐα) находится на пути из Великой Лавры в скит Иоанна Предтечи. Здесь подвизался старец Исаия, духовный наставник прп. Афанасия. В течение долгого времени она оставалась заброшенной. Обновлялась в 1780 и 1909 гг.

Гора Кармил (высота 895 м) расположена в юго-зап. оконечности полуострова, недалеко от скита св. Василия, где в храме во имя прор. Илии в день его престольного праздника (20 июля) совершается всенощное бдение.

В десяти минутах ходу от Лавры, находится уединения небольшая церковь во имя св. Космы и Дамиана, созданная св. Афанасием по указанию Богоматери. В этой церкви находится чудотворная икона сих св. безсребренников.

Древнейшее подворье, приобретенное прп. Афанасием в 993 г. за 70 золотых монет,- Кира-Панагия (совр. Кира-Панайя на одноименном о-ве, Сев. Спорады). В лучшие времена В. Л. обладала 365 подворьями, большая часть к-рых была отнята во время тур. владычества, остальные переданы в пользу беженцев из Малой Азии в 20-х гг. ХХ в. В настоящее время помимо Кира-Панайя Великой Лавры имеет подворья на о-вах Скандзура, Скопелос, Скирос, Айос-Эфстратиос, Идра, мон-ри Успения Пресвятой Богородицы (Ханья, Крит), Св. Троицы в Волосе, Агиа-Мони в Каламате и подворье в Сикее (Халкидика).

Монастырский комплекс

Монастырский комплекс в плане представляет продолговатый, неправильной формы прямоугольник (80´200 м), повторенный в очертаниях крепостных стен с 15 башнями, среди к-рых самая высокая (24 м) — квадратная в плане башня Цимисхия (Х в., перестроена в 1522), расположенная на юго-зап. углу. На верхнем этаже башни находится параклис во имя первомч. Стефана и помещение, в к-ром в период тур. господства находилась монастырская б-ка.

В настоящее время по 4 сторонам крепости расположены многоэтажные здания, посреди — большой двор, где находятся кафоликон (монастырский собор), параклисы, трапезная и др. сооружения. Современный вид монасыря сформировался к XVIII в. В 90-х гг. XX в. на территории В. Л. проведены капитальные реставрационные работы, обновлена кладка стен и башен.

В. Л. имеет 34 параклиса: 2 встроены в кафоликон (свт. Николая и 40 Севастийских мучеников), 15 внутри мон-ря (во имя прп. Афанасия, Богородицы Кукузелиссы, прп. Михаила Синадского, вмч. Георгия и др.), 19 параклисов вне мон-ря (прор. Илии, св. Григория, св. Параскевы, Агиасма прп. Афанасия и др.).

Кафоликон, расположенный в центре монастырского двора, представляет собой сложный комплекс, результат перестроек и дополнений, произведенных в разное время, его совр. вид сложился в 1814 г. П. Милонас установил неск. важных этапов строительства кафоликона. Первоначально (963) это был храм типа вписанного креста с куполом на граненом барабане, опиравшемся на 4 колонны, т. е. первый на Афоне и Балканах собор по типу к-польской архитектуры.

Позднее по воле прп. Афанасия для нужд богослужения (ради расширения здания и создания места для певчих, как в 965 г. в мон-ре Протат) были разобраны арочные заполнения боковых стен и пристроены боковые апсиды (ок. 1002), превратившие храм в триконх. Основательные перестройки кафоликона были произведены после землетрясений 1526, 1584-1585 гг., а также при восстановлении Великой Лавры в 1628 г.

После работ 1814 г. новая кровля объединила экзонартекс, приделы-параклисы и наос, до того существовавшие как отдельные объемы. намеренное выравнивание покрытия кафоликона привело к уничтожению древней кубической формы центрального и придельных куполов. Тогда же был устроен новый лити (внутренний нартекс) за счет разделения древнего.

Форму здания с 2 параклисами и 2 нартексами, по мнению Милонаса, кафоликон получил, по одной версии, в 10-50-х гг. XI в., по др.- между 1010 и 1020 гг. (Милонас. С. 30). Параклисы находятся по сторонам лити: юж.- во имя свт. Николая Мирликийского и сев.- во имя 40 Севастийских мучеников.Кафоликон В. Л. был первым крестово-купольным собором на Афоне и Балканах, ставшим образцом для постройки храмов как на территории Св. Горы, так и за ее пределами, особенно в Греции и соседних землях.

Из числа древнейших украшений кафоликона сохранились бронзовые входные врата (2,84´0,95 м) к-польского происхождения (Bouras. S. 229-250). Первоначальные росписи собора утрачены, за исключением небольшого фрагмента c изображением свт. Николая Мирликийского (нач. XIV в.). Монументальностью форм, тщательной лепкой объема и цветом этот фрагмент близок по стилю росписям базилики Протата, выполненным Мануилом Панселином; А. Ксингопулос отмечал влияние мастеров македонской школы Михаила Астрапаса и Евтихия (Xyngopoulos. S. 61-64. Pl. IX). Новые росписи были сделаны в 1535 г. живописцем Феофаном критским (Феофан Стрелидзас, прозванный Бафас) вместе с сыновьями Симеоном и Неофитом (видимо, в Великой Лавры Феофан принял монашеский постриг).

В своем творчестве он сочетал традиц. стиль, общий для всего греч. искусства того периода, в т. ч. афонского, с обращением к итал. гравюрам (композиция «Избиение младенцев» повторяет гравюру Маркантонио Раймонди). фрески кафоликона считаются лучшими работами Феофана, созданными в период зрелости, и относятся к числу наиболее ценных памятников монументальной живописи Св. Горы.

В мраморном иконостасе кафоликона, сооруженном в 1887 г., установлены иконы более раннего времени. Существует мнение, что из этого эпистилия происходят «Сошествие во Ад» и «Пятидесятница», хранящиеся ныне в ГЭ. Образы Христа и Богоматери в иконостасе наряду с иконами праздничного чина созданы ок. сер. XVI в. Феофаном Критским, ему же приписывается изображение апостолов Петра и Павла. В иконах более позднего времени, украшающих кафоликон, сочетаются традиц. типы и приемы визант. искусства с итал. влиянием, напр. икона «Снятие с Креста» (ок. 1600) написана свящ. Иоанном Апакасом по мотивам гравюры Раймонди.

В приделе-параклисе кафоликона, посвященном 40 Севастийским мученикам, в сев.-зап. углу, находится гробница с мощами прп. Афанасия и надгробным покровом с изображением святого. В том же параклисе хранятся 2 чтимые выносные иконы — Христа и Божией Матери Экономиссы. Созданные в 1571 г. фрески были покрыты новым слоем живописи в 1854 г. Сев. параклис во имя свт. Николая был украшен в 1560 г. фресками работы живописца Франгоса Кателаноса, современника и, возможно, ученика критских художников, хотя манера его работ отличается от их школы.

Оба нартекса кафоликона расписаны: лити — в 1526 и 1854 гг., экзонартекс — в 1852 г. болг. мастером Захарием Зографом из Самокова (последняя и лучшая его работа). Cреди композиций экзонартекса — «Страшный Суд», «Апокалипсис», Вселенские Соборы, новозаветные притчи, образы святых (в т. ч. равноап. Кирилла и Мефодия и явление Богоматери прп. Афанасию, высечение им источника). Над лити и нартексами устроены катехумены (хоры) с параклисом во имя 5 мучеников (Евстратия, Евгения, Мардария, Авксентия и Ореста).

Самый большой из параклисов, в честь Введения Пресв. Богородицы во храм, обычно именуемый Панагия Кукузелисса, расположен напротив центрального входа, к юго-западу от кафоликона. Он был основан прп. Афанасием в память о явлении ему Пресв. Богородицы; перестраивался в XIV в. и 1613 г. Совр. здание построено в 1713 г., наос расписан в 1719 г. мастером Дамаскином из Янины, а притвор — в 1715 г. Давидом Селинидзиотисом из Авлона (Албания). этот купольный триконх сложен из камня и кирпича, его притвор выделен куполом без барабана, зап. фасад притвора имеет европ. элементы декора (фронтон, двери в виде профилированной арки, опирающейся на пилястры).

К юго-востоку от кафоликона находится параклис в честь св. Михаила, еп. Синадского,- однонефное здание с полукруглой апсидой и большим куполом, построенное в 1641 г. на основе более раннего сооружения. В 1653 г. параклис был украшен фресками Марином и Анастасием, художниками из Нафплиона; в 1742 г. был расписан нартекс. В результате капитальной реконструкции после землетрясения, произведенной в 1911 г., здание утратило старинный облик, напр. полукруглая в плане апсида с конхой стала 3-гранной с плоским перекрытием и лишилась декоративных арок на стенах.

У главного входа в кафоликон находится самый большой и древний на Афоне мраморный фиал (чаша для водосвятия), сооруженный в 1060 г. (Пс. 150) при игум. Иоанне. Мраморная чаша фиала с бронзовым визант. орлом окружена 8-угольным парапетом, сложенным из мраморных плит IX-X вв. с орнаментами и сюжетами. Его перистиль относится к 1634 г., расписан в 1635 г. Рядом возвышается тысячелетний кипарис, посаженный прп. Афанасием; по преданию, до тех пор пока он полностью не засохнет, будет стоять Св. Гора Афонская (Δωρόθεος, μον. Τ. 2. Σ. 155).

Южнее фиала расположены гробницы Патриархов Анфима II, Дионисия III, Иеремии III. Напротив входа в кафоликон находится трапезная. Она сооружена при прп. Афанасии, перестроена в 1527 г. Серрским митр. Геннадием. Установленные в ней мраморные столы, видимо, относятся к первоначальному периоду (21 стол на 12 чел. каждый) (Vita А // Noret. P. 37; Vita В // Ibid. P. 151), что послужило образцом для трапезных др. мон-рей Св. Горы. Здание трапезной имеет в плане крест, внутри украшено фресками неизвестного критского живописца из школы Феофана (1-я пол. XVI в.). Среди композиций выделяются «Тайная вечеря», «Лествица», «Страшный Суд», «Древо Иессеево», «Акафист», ряд сцен из жития Пресв. Богородицы, изображения святых и аскетов и, кроме того, фигуры древнегреческих философов и мудрецов (Гомера, Пифагора, Сократа, Аристотеля, Фалеса, Галена, Платона, Плутарха, Солона, Клеанфа, Филона и др.).

Главный вход в монастырьрь обрамляет 4-колонный портик с куполом, на юж. стороне есть небольшие ворота. В сев. крыле находятся: главный вход, архондарик, кладовые и винный погреб, колокольня, древняя резиденция игумена, построенная Филофеем Коккином, параклис прп. Афанасия (в к-ром совершают монашеский постриг), новая резиденция игумена с параклисом во имя преподобных Онуфрия и Петра Афонских, синодикон, новая б-ка и параклисы сщмч. Харалампия, св. Архангелов, свт. Николая и св. Бессребреников; в юж. крыле (1769) — гостиница, поварня, малые ворота, параклисы Св. Троицы, св. Иоанна Предтечи, вмч. Георгия, ап. Иоанна Богослова, свт. Василия Великого и Всех святых; в многоярусном вост. крыле (1806) — келлии и параклисы свт. Модеста, св. Феодоров и вмч. Димитрия; зап. крыло включает крепостную стену и башню Цимисхия, а также параклис в честь Успения Пресв. Богородицы.

Кладбищенский храм св. Апостолов расположен к юго-западу от мон-ря. Построен в 20-е гг. XVII в. на основе здания Х в., расписан в 1626 г. Мраморный пол датируется XII-XIII вв. Иконостас работы 1693 г. перенесен сюда из кафоликона в 1887 г.. Дальше к юго-западу от усыпальницы находится параклис св. Бессребреников Космы и Дамиана, построенный, по преданию, прп. Афанасием за одну ночь по указанию Пресв. Богородицы, после чего прекратились демонские козни, препятствовавшие строительству В. Л. Росписи датируют ок. 1600 г., в иконостасе находится чудотворная икона бессребреников Космы и Дамиана (XVII в.).

К югу от Великой Лавры, недалеко от монастырского сада, расположена кафизма св. Архангелов, обычно называемая кафизмой прп. Иоанна Кукузеля. Здесь находится пещера, в к-рой подвизался преподобный. В монастырском саду построена часовня во имя Благовещения Пресв. Богородицы. В течение 3 лет здесь работал садовником нмч. Тимофей Эсфигменский († 1820).

Недалеко от Великой Лавры находится пристань (арсанас), выстроенная как укрепление со сторожевой башней и 2 параклисами во имя свт. Григория, архиеп. Неокесарийского, и в честь Преображения Господня. Время их постройки точно неизвестно, предание связывает их с историей основания самой В. Л. Сооружение башни относят к XII-XIV вв.

Святыни

Чудотворные иконы — в Великой Лавре находятся 4 чудотворные иконы Божией Матери, с каждой из к-рых связано особое предание.

Икона Божией Матери «Экономисса» (Παναγία Oἰκονόμισσα) написана в память о явлении Богородицы прп. Афанасию, к-рый из-за голода, постигшего основанную им обитель, решил подвизаться в др. месте. На пути в Карею ему встретилась Пресв. Дева и убедила вернуться в мон-рь, обещав, что Сама станет экономом В. Л. В подтверждение своих слов Она велела прп. Афанасию ударить посохом о камень, и из камня забил источник, сохранившийся до наст. времени и известный как Агиасма прп. Афанасия. С тех пор в мон-ре нет должности эконома, а есть только его помощник (παραοικόνομος).

Список иконы, сделанный в 1578 г., находится слева от центрального входа в монастырский собор (кафоликон), на вост. стене в литийном притворе, недалеко от параклиса 40 Севастийских мучеников. На иконе изображена сидящая на престоле Божия Матерь с Младенцем и предстоящими св. Михаилом Синадским и прп. Афанасием с моделью В. Л. в руках. От иконы происходили многочисленные чудеса.

Икона Божией Матери Кукузелисса (Παναγία Κουκουζέλισσα) в древности находилась в кафоликоне, в 1826 г. была перенесена в одноименный параклис близ врат обители. По преданию, икона чудесным образом прибыла в В. Л. и оказалась в иконостасе кафоликона, ок. 1300 г. она была помещена над архиерейским местом. Ранее она именовалась «Экономисса», свое новое название получила в память о видении Пресв. Богородицы прп. Иоанну Кукузелю. После того как он пропел перед иконою акафист Богородице в субботу Акафиста, она явилась ему во время сна со словами: «Радуйся, Иоанн! Воспевай меня, и я тебя не оставлю» — и вложила ему в руку золотую монету. Монета Кукузеля была подвешена к иконе и от нее, так же как и от образа Божией Матери, происходили мн. чудеса. В сер. XVII в. половина монеты была послана в Россию, впосл. туда была отправлена и 2-я ее половина (᾿Αθανάσιος (Παναγιώτης), μον. Σ. 62). По др. данным, в 1914 г. монета была послана в Румынию и там утеряна (Θεοφύλακτος (Μαρινάκης), ἀρχιμ. Σ. 244-245). Икона не раз спасала мон-рь от пожаров, а в 1755 г.- от нападения пиратов. По преданию, она является одной из 70 икон, написанных евангелистом Лукой, по др. сведениям, датируется X в. Празднование ей совершается 1 окт. Накануне Рождества Христова, Пасхи и дня памяти прп. Афанасия икона торжественно переносится в монастырский собор.

Икона Божией Матери «Элеовритисса» (᾿Ελεοβρύτις) находится в одноименном параклисе в конце площади между кафоликоном и трапезной. В параклисе 40 Севастийских мучеников находится икона Божией Матери «Ктиторисса» (Κτητόρισσα), помощница преподобного в устроении обители.

Много чудотворных икон находятся или находились в близлежащих скитах и др. экзартимах В. Л.: «Поручительница», или «Отшельница» (᾿Εγγυήτρια ἤ ᾿Ασκήτρια),- в пещере прп. Афанасия, икона Божией Матери из келлии Рождества Богородицы — в Большом скиту св. Анны, «Продромитисса» — в румын. скиту Иоанна Предтечи, «Знаменосная» — в Керасье и др.

Одна из чудотворных икон Божией Матери именуемая «Сиротой» (Παναγία ᾿Ορφανή) была найдена в пустой келлии недалеко от В. Л. буд. иеросхим. Антипой Валаамским († 1882), молдаванином по происхождению, подвизавшимся сначала в Эсфигмене, затем в окрестностях В. Л. Лик Богородицы был неразличим из-за копоти, но чудесным образом очистился, будучи омыт водой всего один раз. Сейчас икона находится в Валаамском мон-ре.

Мощи — в Великой Лавре хранится множество мощей святых и драгоценные реликвии, среди к-рых 3 креста с частицами Честного и Животворящего Древа Господня. Самый древний из них, подаренный прп. Афанасию имп. Никифором II Фокой (964), находится в двухстороннем ковчеге с надписью X в.: «Кресте Господень, помоги мне, Афанасию монаху». Он украшен 65 драгоценными камнями и визант. эмалями. 2 др. креста хранятся в серебряных двухсторонних ковчегах, сделанных в 1794 и 1837 гг. В золотом и серебряном крестообразных ковчегах помимо частиц Честного Древа помещены части тернового венца Спасителя, губки, приношений волхвов и др.

Имп. Никифор II Фока подарил новоустроенной обители главы свт. Василия Великого и мч. Александра Пиднского, имп. Василий II Болгаробойца и Константин VIII — главы прп. Михаила, еп. Синадского, и мч. Евстратия, левую руку свт. Иоанна Златоуста, имп. Константин IX Мономах — главы мц. Минодоры и прп. Феодора Освященного вместе с частью главы вмч. Феодора Стратилата. В XIX в. архим. Вениамин Лавриот, занимавший должность эконома подворья В. Л. в Молдавии, выкупил у местного тур. паши главу сщмч. Григория, просветителя Вел. Армении. В В. Л. также хранятся часть главы св. Иоанна Предтечи, часть руки свт. Нектария Эгинского, частицы мощей вмч. Меркурия, вмч. Прокопия, вмч. Артемия, ап. Андрея Первозванного, ап. Луки, первомч. Стефана, сщмч. Игнатия Богоносца, прп. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Милостивого, сщмч. Антипы, мч. Кирика, вмч. Никиты, сщмч. Елевферия, прав. Иоанна Русского, сщмч. Фоки, вмч. Пантелеимона, равноап. Константина и Елены, прп. Андроника, прп. Сампсона Странноприимца, сщмч. Харлампия, бессребреников Космы и Дамиана, вмч. Евстафия, мч. Акиндина, вмч. Мины, сщмч. Ермолая, мч. Иакинфа, прмч. Стефана Нового, свт. Андрея, архиеп. Критского, прп. Даниила Столпника, первомц. Феклы, мучениц Нимфодоры, Иулитты, Параскевы, Фотинии, Анастасии и др.

Из мощей афонских подвижников в В. Л. находятся мощи прп. Иоанна Кукузеля (целиком), прп. Акакия Нового Кавсокаливита (за исключением главы), главы преподобных Григория Доместика, Нила Мироточивого, Никодима Святогорца и др.

В параклисе прп. Афанасия хранятся железные посох и наперсный крест святого, к-рый подвешивался на шею при помощи железного обруча. Внутри креста мощи мн. святых и воскомастика.

В «Сказании о Св. Афонской Горе» (1560), в числе составителей к-рого был Феофан, экклисиарх В. Л., упоминаются честные власы Господа Иисуса Христа, Его пелены, млеко Пресв. Богородицы, кровь Иоанна Предтечи и др. (Сказание игум. Иоакима. С. 9). В монастырских записях упоминаются мощи, подаренные впосл. в благодарность за милостыню, нек-рые из них, возможно, были возвращены мон-рю: часть руки ап. Луки, частицы мощей прп. Луки Элладского, мц. Иулитты, 40 Севастийских мучеников, власы Пресв. Богородицы, части от даров волхвов, миро от мощей вмч. Димитрия (Григорович-Барский. Второе посещение. С. 9-36).

Библиотека и архив — первоначально располагались в одном из храмовых помещений, затем на верхнем этаже башни Цимисхия. С 1870 г. вместе с ризницей размещены в одноэтажном здании, находящемся к востоку от кафоликона. Б-ка считается самой богатой на Афоне, в ней хранится ок. 3 тыс. рукописей (в основном на греч. языке).

Одним из древнейших манускриптов является фрагмент из Послания ап. Павла Коринфянам VI в., листы из этого кодекса хранятся в б-ках разных стран: Paris. Coisl. 202 и Suppl. Gr. 1074; Taurin. Cod. 82; РНБ. Греч. 14; ГИМ. Греч. 563; РГБ. Ф. 270. № 1; НБУВ. Ф. 301. № 26 п. Древнейшая датированная рукопись — сборник богословских сочинений (Cod. 157/B 37) — была написана в 970 г.

Скрипторий и б-ка в В. Л. основаны прп. Афанасием, к-рый занимался перепиской книг и был выдающимся каллиграфом. В житиях прп. Афанасия говорится, что он, переселяясь на Афон из Киминской обители в Вифинии, взял с собой помимо кукуля прп. Михаила Малеина 2 собственноручно переписанных кодекса: Четвероевангелие и Деяния апостолов (Vita А // Noret. P. 15; Vita В // Ibid. P. 22). При жизни основателя В. Л. в ней трудились и др. писцы, самый известный — Иоанн, его рукой написаны кодексы Δ 70 (984 г.), Δ 75 (987 г.), Δ 76 (продолжение Δ 75), А 19 (992 г.) и др.

Славяне в Великой Лавре

Число монахов слав. происхождения в В. Л. по сравнению с Зографом, Хиландаром и Пантелеимоновым мон-рем было невелико. Однако в кон. XIII — 1-й пол. XV в. В. Л. (вместе с расположенными в ее владениях скитами и келлиями — в частности, скитами св. Анны и Ильинским и келлией св. Антония в Керасье) была значительным центром лит. (прежде всего переводческой и книгописной) деятельности правосл. славян (гл. обр. болгар). В немалой степени этому способствовал авторитет мон-ря — древнейшего на Афоне и его богатейшее книжное собрание. В кон. XIII (?) — 1-й пол. XIV в. здесь находился один из главных центров т. н. тырновской (точнее — афонско-тырновской) книжной справы. В В. Л. занимались переводами и редактированием (путем сопоставления с греч. оригиналами) ряда богослужебных книг (с целью внедрения Иерусалимского устава в болг. литургическую практику) и аскетических сочинений старец Иоанн, иером. Иосиф, отредактировавший перевод Триоди Постной, и, возможно, Закхей Загорянин (работавший также в К-поле), отредактировавший перевод Триоди Цветной и переведший сборник синаксарей для всего триодного цикла, написанный незадолго до этого Никифором Каллистом Ксанфопулом. Деятельность этого кружка книжников засвидетельствована записями писцов сер.- 2-й пол. XIV в. из числа их учеников (Гавриил, старец Мефодий), сохранившимися на слав. рукописях мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Октоих — Слав. 19/O; Триодь Постная — Слав. 23/O, Триодь Цветная — Слав. 24/O). В сер. XIV в. в скитах В. Л. проживали нек-рое время буд. Тырновский Патриарх свт. Евфимий и буд. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан. В 1389 г. болгарин «грешный Гавриил» переписал здесь 2-ю редакцию Слов постнических Исаака Сирина (РГБ. Собр. Введенской Оптиной пуст., № 462; отрывок — РНБ. Q. I. 903). С сер. XIV в. сохранились известия о деятельности в В. Л. серб. книжников. Ок. 1347-1348 гг. здесь для серб. царя Стефана Душана было переписано Четвероевангелие «с извода монастырского» (Хиландар. № 15). В серб. (ресавской по орфографии) Минее служебной 1-й трети XV в. на сент.-окт. (Z-55) ее писец «поп Милош» оставил помету, что частично писал «с извода лаврского»; копия с этого кодекса (или с промежуточного списка), содержащая и данную приписку, была снята в 1-й пол. XVI в. в Супрасльском мон-ре (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19, № 145 — Турилов. С. 280. Примеч. 111).

Во 2-й пол. XV в. слав. книгописание велось в келлии св. Антония в Керасье, где работал иером. Гавриил, происходивший, вероятнее всего, из Македонии. Им переписан Торжественник минейный со статьями триодного (Z-52) и, кроме того, сделаны надписи на ряде рукописей XIV-XV вв. о принадлежности их этой келлии (помимо Торжественника это среднеболг. Апостол 2-й пол. XIV в., до сих пор остающийся в Керасье, и серб. пергаменное Четвероевангелие кон. XIV в.- Z-31). В иконостасе храма келлии имеется ряд икон со слав. надписями, в т. ч. житийная (с 8 клеймами) прп. Антония Великого, на к-рой он изображен сидящим на троне, а над ним — Богоматерь «Ширшая небес».

Слав. книгописание в скитах В. Л. продолжалось и позднее. Известны серб. Требник, переписанный в 1607 г. в «ските лаврьском» и находившийся там по крайней мере до 1663 г. (Cmojaнoвuћ. 1902. Књ. 1. № 960), и Октоих, принадлежавший до второй мировой войны серб. мон-рю Хопово (Там же. 1903. Књ. 2. № 4507). В XVIII — сер. XIX в. В. Л. (как и Афон в целом) поддерживала тесные связи с Болгарией (в особенности с юго-зап.) и Македонией. В 1856 г. выдающийся представитель болг. национального возрождения самоковский иконописец Захарий Зограф расписал фресками в стиле позднего барокко экзонартекс соборного храма (стенопись относится к числу лучших работ живописца).

Великая Лавра и Россия

Появление на Афоне рус. монахов относится к древнейшему периоду истории Св. Горы. Под одним из актов В. Л. (февр. 1016) стоит подпись Герасима, «монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса» (Actes de Lavra. T. 1. N 19). Не позднее рубежа XIV-XV вв. в В. Л. и ее владениях поселяются рус. монахи. В 1-й трети XV в. здесь подвизался иером. Афанасий Русин, переписавший и отправивший на Русь ряд книг, известных по копиям. Возможно, что это одно лицо с «последним во иноцех малейшим Афанасием», подарившим В. Л. плащаницу рус. работы с изображением «Положения во гроб» (монастырская ризница) — шедевр лицевого шитья 1-й пол. XV в.

Подробные описания мон-ря сделаны Игнатием Смолянином (1396-1402) и прп. Максимом Греком (1518-1519) (Синицына. С. 129-130), перечень его святынь приводится в «Сказании о Св. Афонской горе», составленном приехавшими в Москву в 1560 г. игум. Пантелеимонова мон-ря Иоакимом, Ставроникитским игум. Евфимием и экклисиархом В. Л. Феофаном (Сказание игум. Иоакима. С. 9-12).

Тесные контакты Московских государей и В. Л. установились с нач. XVI в. В 1515 г. в Москве побывали старец Мелетий из В. Л. и духовник Ватопедского мон-ря Нифонт. С Мелетием в Лавру были отправлены серебряная чаша, камчатные ризы и пелена к иконе прп. Афанасия Афонского (Россия и греч. мир. С. 23).

В 1584 г. в связи с кончиной сына Иоанна IV Грозного царевича Иоанна на Афон была отправлена милостыня, из к-рой В. Л. было пожаловано: 350 р. игум. Митрофану и братии (150 чел.) и 26 р.- скитникам (94 чел.). Из отчета посла Ивана Мешенина известно о существовании в лаврских скитах более 20 каменных храмов (Муравьев. Ч. 1. С. 140). Однако основными объектами благотворительности Московских государей были слав. мон-ри — Пантелеимонов и Хиландар, а из греч.- Ватопед.

В 1626 г. в Россию из В. Л. приезжал старец Герман (Бантыш-Каменский. С. 50), в 1631 г.- архим. Гавриил с грамотами от Патриархов К-польского Кирилла III Спаноса и Иерусалимского Феофана IV, в к-рых говорилось о больших долгах В. Л., вынужденной отдавать под залог свои земельные владения и церковную утварь. Он привез в дар царю Михаилу Феодоровичу частицу мощей вмч. Димитрия, образ Божией Матери в серебряном окладе и «складни резные на подобие панагии», а Московскому Патриарху Филарету — мощи вмч. Артемия в серебряном ковчеге и воздвизальный деревянный резной крест с изображением двунадесятых праздников. Архим. Гавриилу было пожаловано 130 р., но отказано в выдаче особой жалованной грамоты и денег на выплату долга мон-ря. (Муравьев. Ч. 2. С. 133-137).

В 1641 г. в Путивль приехал лаврский архим. Иосиф с просьбой о получении жалованной грамоты, изложенной в послании Иерусалимского Патриарха Феофана IV. Но ему была выдана только обычная сумма из путивльских доходов (Там же. Ч. 2. С. 222-223). Прибывший в 1645 г. в Москву из В. Л. в составе греч. делегации старец Мелетий преподнес царю Алексею Михайловичу икону ап. Павла и резной крест и получил «обычное жалование» (Там же. Ч. 2. С. 349).

Посланный Патриархом Никоном на Афон Арсений (Суханов) привез из В. Л. 61 рукопись (1654).

В 1657 г. «для испрошения церковной утвари» в Москву приехал игум. В. Л. Игнатий (Бантыш-Каменский. С. 124-125). В 1658 г. царем Алексеем Михайловичем была выдана жалованная грамота, разрешавшая представителям В. Л. приезжать в Россию за милостыней каждый 4-й год. В 1695 г. она была подтверждена царями Иоанном V и Петром I (Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 3/2. С. 364).

27 окт. 1735 г. имп. Анна Иоанновна учредила Палестинские штаты — фонд, из к-рого Вост. Патриархам и мон-рям, в т. ч. афонским, выплачивались пособия. Указом Синода в 1742 г. была введена единообразная дача милостыни афонским мон-рям: московская Синодальная контора обязывалась выдавать В. Л., Хиландарскому, Иверскому, Пантелеимонову, св. Павла, Зографу, Григориату, Эсфигмену, Дионисиату и Филофею ежегодно по 35 р., и кроме этого В. Л. причиталось по 10 р. каждые 5 лет (Каптерев. С. 135). Если в XVIII в. из-за русско-тур. войн эти суммы поступали нерегулярно, то в XIX в. они выплачивались аккуратно, в т. ч. и за прошедшие годы. Большую роль играли дары (напр., напрестольное Евангелие имп. Елизаветы Петровны (1758) в драгоценном окладе весом ок. 30 кг), заздравные и заупокойные милостыни.

В XIX в. на Афоне появляются русские келейные обители, приписанные к В. Л. Согласно записке А. А. Павловского, составленной в 1917 г. для российского консульства в Фессалонике, насчитывалось 14 рус. келлий: вмч. Георгия в Карулиях (с 1811), вмч. Георгия в Керасье (с 1857), вмч. Артемия (с 1862), прп. Макария в скиту свт. Василия (с 1863), ап. Иоанна Богослова (с 1867), прор. Илии в Провате (с 1870), Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» (с 1871), ап. Иоанна Богослова в Провате (с 1872), св. Иоанна Предтечи в Провате (с 1877), Св. Троицы в Карулиях (с 1877), св. Иоанна Предтечи в Кавсокаливийском скиту (с 1889), Рождества Христова в скиту свт. Василия (с 1889), Рождества Пресв. Богородицы (с 1903), Иверской Божией Матери в Карулиях (с 1905) (подробнее о рус. келлиях см. разделы: Карулии, Керасья, Провата).

Географическое местоположение

Расположен на юго-восточной оконечности п-ова, у подножия горы Афон, рядом с холмом Кукос, на высоте 40 м над уровнем моря. От Лавры до Молдавского скита один час ходу, до Кареи семь часов.

Историческая справка

Мон-рь находится на месте античного г. Акрофоон, или Акрофои (᾿Ακρόθῳον, ᾿Ακρόθωοι), в местности, в визант. эпоху называвшейся Мелана. Основателем Великой Лавры был прп. Афанасий Афонский, основоположник общежительного монашества на Афоне, а ее первым покровителем и ктитором — военачальник, впоследствии византийский император Никифор II Фока, духовное чадо и друг прп. Афанасия.

Для строительства Великой Лавры Никифором Фокой и имп. Романом II (959-963) были переданы 6 литр золота. Строительство мон-ря началось не ранее мая 963 г., из Жития прп. Афанасия известно, что менее чем через 4 месяца после начала работ преподобный, узнав об избрании Никифора императором (16 авг. 963), отправился на Кипр с целью переправиться в Св. землю для поклонения св. местам, но его намерениям не суждено было исполниться, и он вернулся назад. В Константинополь был послан мон. Евфимий с призывами к императору оставить царство и постричься в монахи, чтобы не нарушать когда-то данное обещание о монашеских подвигах (Meyer. S. 103-104). До сих пор рядом с В. Л. располагается келлия, построенная прп. Афанасием для Никифора. Во время встречи в К-поле имп. Никифор II Фока передал обители реликвии: частицу Честного Древа и главы свт. Василия Великого и мч. Александра Пиднского (Actes de Lavra. Pt. 1. N 5).

Собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы, древнейший на Афоне после базилики Протата, был построен по оригинальному, ранее неизвестному на Балканах плану, предложенному прп. Афанасием. Мон-рь был окружен крепкими стенами с келлиями, были построены трапезная, больница, мельница и пристань, проведен водопровод. Прп. Афанасий принимал непосредственное участие в строительных работах, обнаруживая удивительную физическую силу (Vita B // Noret. P. 152). В 964 г. число братии достигло 80 чел.

Лавра прп. Афанасия фактически получила статус имп. мон-ря, и еще при жизни своего основателя стала одним из крупнейших мон-рей на Афоне и в Византии. В Лавру приходили игумены святогорских мон-рей с братией, а также епископы, пребывавшие на покое, среди к-рых был Патриарх К-польский Николай II Хрисоверг.

Имп. Никифор издал в пользу Великой Лавры 3 хрисовула, назначил в качестве солемния (годовое содержание за счет имп. казны) 224 золотых номисмы (доход о-ва Лемнос), а также отдал во владение В. Л. не сохранившийся до наст. времени мон-рь Перистерон во имя ап. Андрея в Фессалонике, построенный в 872 г. прп. Евфимием Солунским (Vita А // Ibid. P. 50).

После вероломного убийства имп. Никифора Фоки (10 дек. 969) консервативно настроенные монахи направили новому имп. Иоанну I Цимисхию (969-976) жалобу на прп. Афанасия, обвиняя его в нарушении исконного отшельнического строя афонской жизни. В нач. 970 г. прп. Афанасий отправился в К-поль и сумел оправдаться, снискав доверие и любовь императора, к-рый подтвердил предыдущие хрисовулы, повысил годовое содержание В. Л. с 224 до 244 золотых монет (Vita А // Ibid. P. 54-55), сделал щедрые вклады на строение лаврских зданий и разрешил увеличить количество монахов до 120 чел.

Существует также предание, не зафиксированное в древнейших житиях, но имеющее большое значение для начальной истории Великой Лавры, о том, что из-за небывалого оскудения припасов лаврские монахи стали роптать на прп. Афанасия, так что ему пришлось удалиться из обители. По дороге в Карею ему встретилась Пресв. Богородица и повелела вернуться, произнеся: «Я буду твоим экономом». На этом месте прп. Афанасий построил часовню, куда поместил икону Божией Матери. Согласно др., более распространенной версии, явление Божией Матери произошло на расстоянии 2 часов ходьбы от В. Л. вдоль вост. побережья Афона в сторону мон-ря Каракал, где до сих пор между беседкой и храмом бьет изведенный Ею источник, образуя небольшой водопад. По преданию, его вода в подтверждение происшедшего чуда растекалась крестообразно, нарушая «законы естества». Помимо голода в первые годы после основания В. Л. приходилось претерпевать пиратские набеги, 1-й из к-рых последовал в 978 г. (Vita А // Ibid. P. 58).

Великой Лавры сыграла большую роль в становлении афонского законодательства. Первый офиц. устав всего афонского монашеского сообщества — Типикон Иоанна Цимисхия (972), т. н. Трагос (Actes du Prôtaton. N 7),- появился для разрешения споров, возникших в связи с созданием прп. Афанасием большого общежительного мон-ря. Еще в 962-963 гг. по аналогии со студийским одноименным документом прп. Афанасием был составлен «Ипотипосис» (῾Υποτύπωσις), регламентировавший богослужение Великой Лавры и правила пощения («О качестве и количестве в пище и питии и о благочинии за трапезой») (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 246-256), а ок. 973-975 гг.- Устав В. Л. (τυπικόν или κανονικόν), где, в частности, говорится о независимости «свободной и самоуправляемой» В. Л. от светских и церковных лиц (Meyer. S. 106, 109). В «Завещании» преподобного (см. ст. «Диатипосис» прп. Афанасия), написанном после сент. 993 г., определяется порядок назначения монастырских эпитропов (управляющих) и избрания игумена (Meyer. S. 102-140). Мн. положения этих документов впосл. вошли в уставы др. афонских общежительных мон-рей (см.: Γιάγκος. Σ. 253-288). При этом нек-рые особые черты монастырской жизни, введенные прп. Афанасием, тщательно соблюдались только лаврской братией, как, напр., земной поклон игумена братии на братских собраниях (Δωρόθεος, μον. Τ. 2. Σ. 156) или чоканье стаканами в конце праздничной трапезы («Ипотипосис» — Meyer. S. 136).

Имп. Василий II Болгаробойца в 993 г. подарил обители о-в Неон (τῶν Νέων букв.- Юных), находящийся недалеко от о-ва Скиатос, названный так в связи с тем, что на нем селили юных безбородых послушников, к-рым был запрещен вход на Афон (Vita А // Noret. P. 99; Vita В // Ibid. P. 193), о-в Айос-Эфстратиос, известный производством древесного угля, подворья и мн. дары.

Прп. Афанасий погиб вместе с монахами и несколькими рабочими по обломками строившегося им храма 5 июля ок 1000 г. За 3 дн к мироточащему телу приложилось 2, тыс. монахов, составивших ок 2/ о бщего числа святогорцев (Vita А // Noret. P. 114, 118; Vita В // Ibid. P. 201). Местом погребения прп. Афанасия стал параклис 40 Севастийских мучеников, ег гробница остается главной монастырской святыней.

Ви антийский период
Со ласно «Завещанию» прп. Афанасия, эпитропами В. Л. стали прп. Иоанн Мтацминдели († ок 1005-1006) (а затем ег сы прп. Евфимий Святогорец, духовное чадо прп. Афанасия) и патрикий Никифор Уран, военачальник и секретарь имп. Василия II В 1052 г. после смерти эпитропа Никифора визант. имп. Константин IX Мономах поручил попечение о В. Л. препозиту Иоанну (Actes de Lavra. Pt 1 31). 2- игуменом В. Л. после прп. Афанасия стал Антоний (ок. 1000), затем Феоктист (д апр. 1010), Феодорит (1010-1016), Евстратий (1016-1018) и др.

Ро т числа братии В. Л. происходил стремительно: в 97 г не подвизалось 12 монахов, в 97 г. 150, а сер. XI в. более 700, ка явствует из хрисовула 1030 г. и из Типикона 1045 г. Имп. Михаил VI хрисовулом 1057 г. добавил к получаемой мон-рем от прежних императоров сумме 3 литры золота (Actes de Lavra. Pt 1 32). Эт права и привилегии В. Л. подтвердил имп. Исаак I Комнин.

Ризница

Ризница — располагается в отдельном здании к востоку от монастырского собора. В ней хранится церковная утварь, богослужебные книги в драгоценных окладах, предметы шитья (ризы, плащаницы XV-XVII вв.), кресты-мощевики (энколпионы), напрестольные кресты, ценные переносные иконы.

Многие из сокровищ связаны с именем имп. Никифора II Фоки: Евангелие (XI в.), митра (XIII в.) и саккос, а также позолоченная коробочка в форме змеиной головы, к-рая содержит окаменевший язык аспида (Х в., дар императора прп. Афанасию), использовавшаяся монахами для приготовления противоядия от змеиных укусов. Здесь же хранится саккос имп. Иоанна I Цимисхия.

Напрестольное Евангелие, известное как Евангелие имп. Никифора II Фоки (XI в.), заключено в золотой оклад, украшенный драгоценными камнями и перегородчатыми эмалями. На верхней крышке оклада под аркой представлена чеканная в высоком рельефе фигура Спасителя, стоящего на украшенном подножии, с раскрытым кодексом и благословляющей десницей. Среди др. книг выделяется Евангелие 1735 г. в серебряном окладе с эмалями (40´56 см), а также рус. напрестольное Евангелие 1758 г. (50´72 см), вклад имп. Елизаветы Петровны, вес его драгоценного оклада составляет ок. 30 кг. В В. Л. находятся древнейшая из сохранившихся на Афоне икон — образ 5 мучеников (кон. XI в.), украшавший параклис 40 Севастийских мучеников (художественные особенности сближают ее с миниатюрой имп. Никифора III Вотаниата из рукописи Paris. Coisl. 79, 1078 г.), а также иконы вмч. Пантелеимона (XII в.), мозаичные образы Христа Пантократора (XIV в.) и ап. Иоанна Богослова (2-я пол. XIII в., по мнению В. Н. Лазарева — XIV в.) в золотом сканом окладе, на полях к-рого помещены медальоны с перегородчатыми эмалями XI-XII вв.

Ценным экспонатом является золотой дискос со вставками из драгоценных камней — вклад янинского деспота Фомы Прелюбовича († 1385), украшенный выполненными в технике черни изображениями Христа во гробе («Не рыдай Мене Мати»), символами евангелистов и херувимами. Среди богослужебной утвари выделяются литийница с эмалями 1677 г. и сион 1644 г., подаренный валашским господарем Матеем Басарабом.

В ризнице хранятся жезлы Патриархов Дионисия III, Иакова I и Иоакима III, а также шитые золотом саккос и епитрахиль Патриарха Дионисия III (1662), епитрахиль с 24 вышитыми сценами Акафиста и омофор Патриарха Анфима (1608), плащаница рус. происхождения (1566), пелена с изображением св. Георгия Скирианоса (1691) и риза чудотворного образа Божией Матери Кукузелиссы.

В ризницу В. Л. присылались и военные трофеи, в наст. время здесь находятся 3 железных панциря, 2 кожаных колчана со стрелами и копье, принадлежавшие сарацинам, мечи и сабли визант. и поствизант. периодов, разное оружие XVII-XVIII вв. и эпохи Греческого восстания 1821 г., пушки 1550 и 1821 г.

Библиотека

Библиотека Великой Лавры, пополнялась как за счет рукописей, созданных в ее скриптории, так и за счет пожертвований и вкладов. Первым библиотекарем В. Л. стал мон. Михаил. В 1300 г. библиотекарь мон. Димитрий предпринял попытку упорядочить рукописное собрание. В кон. XIX в. мон. Александр Лавриот и затем бывш. лаврский игум. Хризостом систематизировали и подготовили 3-томный каталог, к-рый так и не был издан (Κουρίλας. Σ. 323-345). В 1925 г. Софроний (Евстратиадис), бывш. митр. Леонтопольский, издал каталог, составленный мон. Спиридоном Лавриотом (Кабанасом), в к-ром учтена большая часть рукописей — 2046; из них 470 кодексов и 50 свитков — пергаменные.

В 1935 г. этот каталог был дополнен Евлогием Лавриотом (Куриласом) (3 рукописи, из к-рых самая древняя K 122 датируется XI в. (Κουρίλας. Σ. 330-333)), в 1958 г. Пантелеимоном Лавриотом сделано описание 165 новых рукописей Великой Лавры (см. также Πολίτης Λ., Μανούσακας Μ. Συμπληρωματικοὶ κατάλογοι χειρογράφων τοῦ ῾Αγίου ̀ρδβλθυοτεΟρους. Θεσσαλονίκη, 1973). В наст. время ок. 700 рукописей Великой Лавры остаются некаталогизированными.

Наряду с богослужебными и святоотеческими книгами в б-ке хранятся философские, медицинские, юридические трактаты, а также сочинения античных авторов. 12 древнейших кодексов написаны унциалом. Большой интерес представляют 51 литургический свиток (с X по XV в.), один из к-рых достигает 10-метровой длины.

Особую ценность имеет хранящееся в ризнице т. н. Евангелие имп. Никифора II Фоки (XI в.) в драгоценном окладе, украшенное заставками и 3 миниатюрами «Сошествие во ад», «Рождество Христово» и «Успение Богородицы». Приплетенные к Евангелию начальный и последний листы датируются V в. и сходны с Синайским кодексом (Κουρίλας. Σ. 35).

Среди лицевых рукописей выделяются Евангелие Х в. (А 92), на фронтисписе к-рого представлена фигура Христа, стоящего на подножии, в окружении 6 медальонов с изображениями Божией Матери, св. Иоанна Предтечи и 4 евангелистов; Слова Григория Богослова (В 107, XI в.), украшенные изящными заставками и инициалами; Евангелия 992 г. (А 19), XI в. (А 42 и 57) и 1098 г. (А 61) с заставками и таблицами Евсевиевых канонов; Минологии (Δ 51, XI в. и Δ 71, XII в.), включающие соответственно 13 и 9 изображений святых и сцен их мученической смерти; Евангелия с изображениями евангелистов (А 7, XI в.; А 21, XI-XII в.; А 4, XII в.; А 106 и А 118, XIII в.; А 35, 1270 г.; А 15, нач. XIV в.; А 111, XIV в.; А 46, 1333 г.; А 113, 1367 г.).

Значительный интерес представляет «Ботаника» Диоскурида (Ω 75, XII в.) с многочисленными рисунками растений и животных.Толкование Олимпиодора на Книгу Иова (В 100, XIII в.) содержит 40 миниатюр, кодекс В 26 (XIII в.) — 22 сцены из ВЗ и НЗ, Евангелие (А 76, XIV в.) — миниатюры «Брак в Кане Галилейской», «Иоанн Предтеча с учениками», «Призвание ап. Филиппа» и «Христос и Никодим Аримафейский», Псалтирь (В 25, XIV-XV вв.) — изображение прор. Моисея, переходящего Красное м. Житие прп. Афанасия Афонского (Е 194, XV в.) открывается миниатюрой с портретом преподобного. Имеются и более древние списки «Завещания» и Жития прп. Афанасия (напр., К 122. f. 5v — 106, XI в.) с его лицевыми изображениями.

Из святоотеческих трактатов, хранящихся в б-ке В. Л., особого внимания заслуживает Cod. Ω 95, XVIII в. (по каталогу Евстратиадиса, № 1907), содержащий сочинения свт. Григория Паламы. По предположению совр. греч. исследователя протопр. Г. Марнеллоса, это часть 3-томного собрания сочинений свт. Григория, подготовленного прп. Никодимом Святогорцем к публикации по разным рукописным источникам, найденным на Афоне и за его пределами. В 1796 г. прп. Никодим отправил их для издания в венскую типографию, где они пропали в результате разгрома типографии австр. солдатами из-за публиковавшихся в ней воззваний К. Ригаса Велестинлиса Фереоса. В 1836 г. мон. Стефан Скуртей, находясь в Венеции в связи с подготовкой к изданию «Эортодромиона» прп. Никодима, получил часть пропавших сочинений от К. Визирулиса, председателя общины св. Георгия в Вене, и привез их в келлию Скуртеев. В скором времени рукопись была передана в б-ку В. Л. (Μαρνέλλος. Σ. 511-557).
Памятная книга «Куварас», куда записывались имена всех насельников В. Л. со времени ее основания до XIX в., также хранится в б-ке.

В архиве В. Л. находятся 200 документов визант. периода: имп. хрисовулы (напр., 3 хрисовула имп. Алексея I Комнина и др.), патриаршие грамоты и послания (напр., послание К-польского Патриарха Николая II Хрисоверга к прп. Афанасию) и монастырские акты, подтверждающие владения В. Л. и зависимых от нее скитов, келлий и подворий. Ок. 8 тыс. документов были составлены в эпоху тур. владычества на греч. языке, остальные 4 тыс.- на тур. (прилагается перевод на греческий), а также румын. и слав. языках. Древнейший документ датируется 897 г., один из наиболее поздних — 1679 г. Наиболее важные документы были каталогизированы в 1764 г. проигум. В. Л. Кириллом Пелопоннесским (отд. уточнения его каталога см.: Σταμίρης. Σ. 446-448) и Феодоритом, бывш. игум. Эсфигменским; нек-рые из них Феодорит успел скопировать (103 списаны, 126 только описаны). В XX в. работа по каталогизации архива продолжалась как лаврскими монахами, так и светскими исследователями (Κουρίλας. Σ. 314-322). В 1915-1916 гг. франц. исследователи M. Г. Милле сфотографировал хрисовулы В. Л., Г. Руйяр опубликовала ряд материалов (об архиве см.: Rouillard. P. 253-264; Κουρίλας. Σ. 311-314 (перечень основных разделов)).

В наст. время в б-ке находится ок. 100 тыс. печатных книг. Хронологически книги распределяются следующим образом: 22 книги напечатаны до 1500 г., 20 тыс.- до 1800 г., 19 тыс. — в XIX в., 60 тыс.- в XX в. Ок. 6 тыс. книг изданы на румын. и слав. языках. По предварительным исследованиям, проводившимся в кон. 70-х гг. ХХ в., было установлено, что из старопечатных книг (изданных до 1800), 150 являются редчайшими экземплярами, из них 50 имеются только в б-ке В. Л. Библиотекарь В. Л. мон. Пантелеимон (Давос) составил черновой каталог нек-рой части книг (1930-1966). Работа по систематизации и упорядочению книг возобновилась после принятия братством В. Л. общежительного устава.

Агиа Лавра Святая Гора Афон

Дополнительная информация

Полезные услуги

6 комментариев

Вы должнызалогиниться чтобы оставить комментарий.