Монастырь Дионисиат

Святая гора Афон монастыри, скиты, кельи, причалы

Монастырь Дионисиат

Престольный праздник — 24 июня (7 июля) — Рождество Иоанна Предтечи.

Соборный храм XVI века посвящен в честь Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Монастырь Дионисиат посвящён Предтече и Крестителю Господню Иоанну. Он считается одной из наиболее строгих обителей Святой Горы. Устав Дионисиата стал образцом для многих монастырей. Обитель была основана прп. Дионисием из Кастории, в XIV веке при посредстве его брата Феодосия, митрополита Трапезундского, и императора Алексия III Комнина.

Личность святого Дионисия произвела такое впечатление на Императора, что он назвал его «ангелом, посланным Богом с благо вестью о спасении» и охотно даровал ему просимое. В связи с этим благодеянием Дионисиат часто называли «монастырем великого Комнина». На место, где следовало построить монастырь, прп. Дионисию указал столп света.

Устройство святого монастыря Дионисиат компактно и строго и вместе с тем оно вызывает у паломников чувство раскаяния и побуждает к самоуглублению. Исполненная благородной сдержанности, византийская иконопись покрывает стены собора. Очень выразительны сцены из Апокалипсиса на стенах коридоров братского корпуса, в часовне. Повсюду византийские фрески. Особенно хороши они в часовнях свв. Неусыпающих и св. Иоанна Богослова.

В трапезной, где монахи вкушают пищу в молчании, слушая чтение, есть великолепные фрески Лествицы, возводящей на Небо, Собора Архангелов, Собора преподобных Отцов Афонских… Все это и другое образует для отцов этой святой обители, с их добродетельными традициями и строгим монашеским уставом, чудное, идеальное обрамление для их ангельского жития.

Историческое предание

Обитель была основана прп. Дионисием из Кастории, в XIV веке при посредстве его брата Феодосия, митрополита Трапезундского, и императора Алексия III Комнина. Личность святого Дионисия произвела такое впечатление на Императора, что он назвал его «ангелом, посланным Богом с благо вестью о спасении» и охотно даровал ему просимое. В связи с этим благодеянием Дионисиат часто называли «монастырем великого Комнина». На место, где следовало построить монастырь, прп. Дионисию указал столп света.

Материальную помощь после Алексея стали оказывать и другие византийские императоры – Палеологи, а после падения Константинополя (1453) монастырю оказывали поддержку многие господари Молдовлахии. Последним Дионисиев монастырь обязан расширением своей территории и вообще нынешним своим обликом, по причине чего господарей относят к числу его ктиторов. Из господарей следует особо отметить Радула и его преемника Неанко Бессараба, который, кроме всего прочего, построил в 1520 году башню и монастырский водопровод. Высота башни –25 м, а на последнем ее этаже находится керамическая монограмма Предтечи.

Кроме упомянутых выше, известны и другие благодетели монастыря, в том числе братья Лазарь и Бой из Пьявицы на Халкидике, построившие обращенное к саду продолжение семиэтажной стороны, братья Фома и Мануил из Серр, построившие пристань и подворье Орфана на Пангее в Восточной Македонии и, наконец, в более позднее время епископы Макарий Гераклейский и Иеремия Белградский (1797) и посол Австрии в Константинополе Иоанн Франкопулос (1800), которые жили в монастыре до самой смерти и завещали ему свое значительное имущество.

Судьба Динисиата уникальна в ряду святогорских монастырей тем, что за последние пять столетий обитель ни разу не пострадала от пожара. Ущерб монастырю нанесли землетрясения 1585 и 1765 годов, и сильнейший снегопад 1600 года. Трудности также связаны с бурным водным потоком, спускающимся с гор весной и в периоды выпадения сильных осадков.

Период наивысшего расцвета монастырь пережил в XVI веке. На пожертвования игемонов из Молдавии и Валахии был построен пирг, водопровод, собор, восточные братские корпуса и шестиярусное крыло, выходящее на море. Паломникам следует обратить внимание на полиелей – один из древнейших на Афоне (1600). В храме много древних и чудотворных икон, а все три резные двери, соединяющие его с притвором, восходят к византийской эпохе и представляют собой уникальные произведения искусства. Колокольня Дионисиата считается одной из древнейших сохранившихся в обители построек, на ней часы XVIII века.

В XVII веке Дионисиат опустел и стал особножительным. Общежитие было восстановлено в 1805 году. Тяжёлым испытанием стало время греческого восстания 1821 года – в обители обосновались турецкие войска. Монахи преследовались и вынуждены были покидать монастырь. Сейчас в Дионисиате много монахов с Кипра, родом оттуда игумен монастыря о. Пётр и всегда приветливый архондаричный о. Павел.

Известные личности, связанные с монастырём

В XX веке в обители подвизалось много замечательных старцев. Эт и отец Гавриил (+1983), автор замечательного Афонского «Лавсаика» и множества других произведений, и о. Харалампий (его изображение вы можете видеть на фотографии) и, конечно, о. Феоклит Дионисиатский.

Последний – один из крупнейших православных писателей и известных афонских старцев двадцатого столетия. Отец Феоклит родился в 1916 году, а 1941 впервые прибыл на Святую Гору. Батюшка очень любил Россию. Вс время цитировал русских писателей, особенно, Достоевского. В 2006 году отец Феоклит преставился, но паломники могут увидеть домик, гд о одвизался.

Старец Исаак много лет прожил в сем святом месте, столь проникнутом христианским духом. В пожилом возрасте он любил стоять на одном из мест старцев около древней иконы святого Предтечи. Неподвижный, словно столп, внимательно слушал он службы в церковное поклонение, возвышающее землю и Небо приближающее к земле.

Во время всенощных бдений и утренних служб старшая братия стоит на своих местах под фресками святых. Церковь освещается лишь тусклым светом лампад, и старцы стоят в абсолютной тишине — иногда кажется, что их фигуры сливаются с фигурами на фресках. И пребывают они в радости вместе с «собором преподобных Отцов в раю», которые, как и они, подвизались некогда в земном Уделе Богородицы.

«Незабываемы всенощные бдения по великим праздникам на Святой Горе, долгожданные воскресные службы Великим Постом, чтение Евангелие Последования Святых Страстей Господних. Невозможно забыть этих старцев, полных любви и веры в Бога, прямых столпов, твердых мучеников, молчаливых и трезвенных святых отшельников, терпеливо ожидающих своей очереди приложиться к Священному Писанию, святым мощам и приобщения Святого Причастия!

Это неописуемо: торжественное служение, священники и диаконы в золотых облачения и честные отцы в черных мантиях и простых рясах — все в богоподобии и страхе Божием» (Архимандрит Гавриил «Святой монастырь Дионисиат на Горе Афон», стр. 22-23.)

В этом святом, небесном окружении душа старца Исаака возносилась, наполняясь теплом покаяния. Как часто глаза его наполнялись слезами!

Яка человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбие!

Чувство волнения и вдохновения достигало предела своего, когда он с трепетом прикладывался к руке Крестителя — первой и главной святыне монастыря. Множество раз слышал старец Исаак ее божественное благоухание, которое чувствуют очень немногие из монахов. Небесные, неотмирные, божественные мгновения.

Географическое местоположение

Дионисиа́т (греч. Μονή Διονυσίου; также Неа Пе́тра — букв. «Новая скала») — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 5-е место. Находится на юго-восточной стороне Афонского полуострова; основан в XIV веке святым преподобным Дионисием из селения Корисос (около Кастории), и назван его именем. Монастырь освящён в честь Рождества Иоанна Крестителя.

От монастыря Дионисиата до монастыря Григориата полтора часа хода, до монастыря Святого Апостола Павла один час.

Святыни

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Мировлитиса (Мироточащая) — одна из главных святынь обители — считается одной из семидесяти, принадлежавших св. апостолу и евангелисту Луке. Более того, существует мнение, что он же сам — ее автор. При написании этого святого образа использована старинная техника воска и мастики.

По преданию, в ходе осады арабами Константинополя в 626 г. именно эта икона была обнесена Патриархом Сергием (или одним их его епископов) вокруг городских стен. В ходе освобождения Константинополя от крестоносцев она же сопутствовала армии правителя Михаила VIII Палеолога. А в дар монастырю — в честь его основания — икона была принесена императором Алексеем III Трапезундским (1337-1390гг.).

В 1592 г. икона была похищена пиратами, но им пришлось возвратить ее в монастырь из-за сильной бури, разразившейся на море. В 1767 г. икона вновь была украдена, на этот раз разбойниками из Далмации. Их поймали греческие пастухи, отняли святой образ и передали его жителям острова Скопелос. Островитяне вначале не желали отдавать икону, однако затем, когда в их землях разразилась эпидемия, они поняли, что образ несомненно следует вернуть. Так Матерь Божия указывала нечестивым людям, где Ее истинная обитель на Земле.

Каждый день перед иконой читается Акафист Пресвятой Богородице.

Теплица духовная

Во времена старца Исаака Дионисиат благоухал духом праведников своих. В этом уголке Удела Матери Божией произросли дивные духовные плоды.
Пришло время рассказать нам об образах некоторых монахов, подвизавшихся в брани духовной вместе со старцем Исааком.

Истинным украшением монастыря был отец Марк — образец добродетели, несгибаемый воин, прославленный духовник Он трудился без устали, одновременно выполняя три и четыре послушания. Вкушал лишь раз в день. С 1926 по 1931 год был игуменом. Его кончина в 1938 году, сопровождаемая неотмирным благоуханием, увенчала многолетнюю брань и стала достойным завершением святой земной жизни.

Старец Игнатий поступил в монастырь в 1914 году в возрасте шестнадцати лет и всю жизнь провел в трудной, но победной брани за святость души и тела. Простой, смиренный, добрый и трудолюбивый, он, словно свеча, сожег себя в пламени любви ко Христу и служения братии. Никогда не отступал он от монашеских обетов. Умная молитва непрестанно изливалась из сердца его, «вознесенного на крыльях божественной любви». Кончина его была благословенной, а открытие останков подтвердило святость жизни. У его костей был янтарно-желтый оттенок, характерный для святых мощей Афона, а череп источал необыкновенное благоухание и теплоту во время панихиды.

Благословенный старец Виссарион имел живую и теплую веру. У него была простая, бесхитростная душа. Когда в 1916 году он был настоятелем подворья Мариана, явился ему в образе седого старца святой Иоанн Предтеча, дружески говорил с ним и открыл ему, что на подворье сокрыта старинная церковь. Старец Виссарион восстановил ее и всячески украсил. Кончина его была достойным завершением славной земной жизни. Приближение ее он предузнал, находясь на подворье в Каламитсиу. Сразу же стал прощаться с братией, со всеми, кого знал, очень спокойно и естественно сообщив им, что уходит в монастырь умирать. Он ожидал смерть с радостью и нетерпением. Как только прибыл в монастырь, вознес хвалу Господу и Предтече, испросив прощения у отцов. Через два дня заснул вечным сном праведника.

Среди этих, наиболее выдающихся отцов Дионисиата следует упомянуть и отшельника, исихаста старца Анфима. Он поступил в монастырь в 1916 году и с первых же лет ощутил особенное покровительство и помощь святых Предтечи и Нифонта, дважды исцеливших его от серьезных болезней. Старец Анфим без снисхождения подчинил плоть свою себе, изнуряя ее пощением. С благословения отца Игумена духовное правило отшельническое у него было строже, чем у других. Даже, когда был поваром в обители и приготавливал общую трапезу: рыбу, супы и прочее, сам вкушал только несколько размоченных сухарей и оливки. Однажды бесы, разъяренные его твердостью и не в силах помешать ему, ночью наведались на кухню, били металлическую утварь, вопили, завывали, в общем устроили некое подобие ада. Когда позднее старец Анфим стал отшельником неподалеку от малого скита Праведной Анны, он покорил и другие духовные вершины. Однажды, когда в течение трех долгих недель он сгорал в лихорадке, не имея ни еды, ни лекарств, ни чьей-либо помощи, удостоился редкой небесной благодати: ангел Божий посетил его в образе незнакомого монаха и ухаживал за ним до полного выздоровления.

В те же годы на поле духовной брани в Дионисиате вступил еще один исполнившийся божественной благодати монах, старец Лазарь, сердцем возжаждавший святости. Он поступил в монастырь в 1911 году. Ревность и энергия его не ослабли до самой смерти в 1974 году. В течение шестидесяти лет старец Лазарь вел брань со злом с необыкновенной твердостью и достиг высоких добродетелей. Он был образцовым послушником, ревностно относился к богослужениям, был практиком умной молитвы. Старец особенно чтил Владычицу Богородицу, Предтечу и других святых покровителей монастыря, за что и был удостоен многих небесных милостей. Одаренный монах, которого Небо наделило мудростью, он привлекал к себе братию, тянувшуюся к нему, ища в его мягких словах совета и утешения. Живой, поэтичный, с открытым характером, он совершил уникальный и полезный труд собрал материалы для жизнеописания современных отцов, составил прекрасный современный патерик. Именно из его текста мы почерпнули большую часть сведений о старце Исааке.

Возвышающимся древом пальмовым, столпом афонской жизни был архимандрит Гавриил (1886 — 1983), еще один наследник славных традиций богатого святыми монастыря Дионисиат.
Архимандрит Гавриил возрастал «у стоп» старца Исаака и от него познал азы монашества. Сорок лет был он игуменом Дионисиата, но труды его и заботы охватывали всю Святую Гору, а также все Православие, всю Грецию, весь мир. В течение полувека достойно, почти в одиночестве, выполнял нелегкие труды собирания и записи сведений о жизни Афона и представил на суд и церковной, и мирской власти свою духовную родину с ошеломляющим успехом. Своими трудами и подвигами, добродетелями и нравственной чистотой, дарами и талантами, украшавшими его, выделялся как образцовый монах, назидательный автор, проницательный духовник, мудрый и справедливый игумен. Своей мудростью и опытностью он вдохновлял и наставлял смирению, божественному благолепию и аскетизму, научал афонским преданиям и путям духовной брани. Он был недремлющим хранителем Православия и православного благочестия, а также горячим патриотом. Скончался в глубокой старости, в возрасте 97 лет.

Кроме того, в этот благословенный собор отцов Дионисиата мы должны включить непременно старца Каллиника Постника (1903), который молитвой своей добыл однажды для монастыря рыбу, отца Аверкия (1900), молитвою своей прекратившего многолетнюю засуху в Фассосе, старца Леонтия, который в 1916 году удостоился видения Предтечи, старца Иллариона, строителя лодок (1933), отличавшегося до самой смерти смиренным послушанием, умеренностью и аккуратностью, благословенного старца Геннадия (1933), украшавшего собой монастырь монаха, исполненного любви, веры и смирения, старца Иакова (1939), творителя сердечной молитвы, жаждавшего всю жизнь часа своей встречи с Господом, прославленного и смиренного старца Константина, который на девяностом году жизни, приложившись к руке Предтечи, молил Святого взять его из этой жизни, и был немедленно услышан, а также множество других земных ангелов, ставших, благодаря подвигам своим, благоуханными цветами Духа, украсившими Удел Богородицы…

В Мир Моря Солнца Вершин Олимпа!

«… не ищи Бога в кигах и менеях, его там нет, ищи его внутри себя…Сердце твое, возлюбленный, создано Богом для того одного, чтоб оно любило Его единого и служило ему обителью…»

Преподобный Никодим Святогорец

В Мир Моря Солнца Вершин Олимпа!

Gарантия Rоскошного Tура!

[[[[],[]],[[]],"and"]]
1 Step 1
Вопросы и пожелания
ИмяКонтактное лицо
СообщениеТекст обращения
0 /
Previous
Next

Вы должнызалогиниться чтобы оставить комментарий.