Монастырь Костамонит

Святая гора Афон монастыри, скиты, кельи, причалы

Монастырь Костамонит

Осован в XI веке, престольный праздник 27 декабря/9 января, в день св. вмч. Стефана. Игумен: архим. Агафон. Тел. (30-377) 23228.

Костамонит занимает последнее, двадцатое, место в святогорской монастырской иерархии. Но это обстоятельство никак не умаляет достоинство, и в самом деле, небольшой обители. Костамонит не принимает денежной помощи Европейского союза и живёт плодами рук своих насельников. В обители царит строгая аскетическая атмосфера, монахи осторожно пользуются благами современной цивилизации. В частности, не используют для освещения монастыря электричество. Костамонит одна из немногих афонских обителей, которая не принимает экономической помощи от Европейского Союза.

Святой монастырь Костамонит – это один из тихих афонских монастырей, в котором подвизается братия в исихазме. Он, как гриб, спрятался в лесу на юго-западном склоне Святой Горы, сокрытый от любопытных взоров туристов с моря, ведущий в безвестности миру, в тайне свою жизнь, что создаёт для монахов самую благоприятную атмосферу. Достопочтенные отцы и братия, подвизающиеся там, сделали его местом исихазма. Они истинные исихасты в благодатном месте монастыря. В глубоком, безбрежном молчании леса правят бал, особенно по весне, разнообразные певчие птицы, и главные среди них – соловьи, день и ночь безустанно творящие своё пение. В часы общей покаянной молитвы, как и на всём Афоне, поют молитвенно отцы, и тогда сам монастырь напоминает птиц, поющих свои многоголосые песни.

Архимандрит Херувим «Современные старцы Горы Афон».

Кастамонитов монастырь находится в одной из самых живописных местностей Афона у Сингитскоro залива, среди зеленого леса, на расстоянии около получаса ходьбы от моря, откуда видна только его пристань. С одной стороны от него находится Зографов монастырь, с другой – Дохиаров. Кастамонитов монастырь посвящен памяти первомученика Святого Стефана (праздник – 27 декабря).

Историческое предание

Относительно основания и названия монастыря имеются различные традиции. Одна из них гласит, что Кастамонитов монастырь был основан в IV веке Константином Великим или его сыном Константом, по имени которого монастырь якобы следует называть Констамонитовым. Согласно другой традиции, основателем монастыря стал некий отшельник из Кастамоны в Малой Азии или же носивший имя Кастамонит, которое было распространено среди византийцев, в особенности во времена основания монастыря. Таким образом, монастырь стали называть Кастамонитовым. При этом считается неприемлемой точку зрения некоторых исследователей, которые объясняют происхождение этого слова от обилия близ монастыря каштановых деревьев (kastania).

Упоминания о монастыре встречаются в различных текстах, начиная с XI века. Однако более определенно история монастыря прослеживается с начала XIV века, когда он, как и многие другие афонские монастыри, был разрушен каталанскими пиратами. С этого времени мы располагаем сведениями об отдельных попытках восстановления монастыря и укреплении его владений.

В 1276 году Костамонит был разрушен униатами – сторонниками латиномудрствующего императора Михаила Палеолога. Возрождению обители способствовали императоры из династии Палеологов Иоанн V и Мануил II, сербский игемон Георгий Бранкович и воевода Радич. Последний принял в Костамоните монашеский постриг под именем Роман.

Об укреплении монастырских владений гласит хрисовул императора Иоанна V Палеолога (1351), в котором к тому же содержится название Констамонит. По таким же названием монастырь выступает и Третьем Уставе Святой Горы (1394), гд о анимает шестнадцатое место в ряду существовавших тогда 25 монастырей, а также в хрисовуле Мануила II Палеолога, где, помимо всего прочего, определены границы монастыря.

Ср ди благодетелей и восстановителей монастыря были сербский князь Георгий Бранкович и княгиня Сербии Анна Человеколюбивая, архистратиг Сербии Радич, который отказался от своего высокого положения, прибыл в монастырь и стал здесь монахом, а также некоторые другие лица.

Однако несмотря на всё это, последующие годы не были особенно благополучными для Кастамонитова монастыря. После установления турецкого господства на большей части территории Греции, ка представляется, Кастамонитов монастырь разделил участь других монастырей. Пришло время тяжких податей, которые вместе с другими злоключениями повергли монастырь в затяжной и тяжелый экономический кризис. Наглядный образ монастыря в эти годы рисуют митрополит Самосский Иосиф, встретивший здесь в 1666 году всего 6 монахов, а также патриарха Неофит VII, согласно которому монастырь стал общежительным с настоятелем иеромонахом Гавриилом.

Однако эти преобразование по причине непрестанной бедности и неупорядоченности было осуществлено значительно позднее – в 1818 году, когда настоятелем монастыря был Хрисанф, затративший много сил н годы на восстановление. В период турецкого владычества Костамонит переживал не лучшие времена, возрождение монастыря началось лишь в XI веке. Важными событиями стали: придание обители общежительного статуса (в 1818 году) и приход в него новых насельников из Ксенофонтского скита – иеромонаха Симеона Стагирита и его старца Иосифа. С помощью архимандрита Мелетия он организовали сбор средств в России и на собранные пожертвования погасили долги монастыря, восстановили обветшавшие постройки и воздвигли новый собор. За большой вклад в возрождение обители он почитаются ка новые ктиторы.

Географическое местоположение

Монастырь Костамонит стоит в лесу, в получасе ходьбы от порта на северо-восточной стороне горы, между Зографом и Дохиаром. Этот монастырь посвящен святому первомученику Стефану и отмечает свой престольный праздник 27 декабря по Юлианскому календарю. Добраться пешком от Кастамонита до Дохиара можно за 1 час 20 минут.

Святыни

В монастырском соборе (построенном в период с 1867 по 1869 год) хранятся два чудотворных образа Божией Матери («Одигитрия» (XII) и «Предвозвестительница»). В 1020 году на престольный праздник в Костамоните закончилось масло. Не было даже возможности зажечь лампады и отслужить Всенощную. Тогда через Свою икону «Предвозвестительница» Богородица возвестила экклезиарху Агафону о том, что Она не оставит обитель своим заступничеством. В тот же миг пустой сосуд чудесным образом наполнился.

В Костамоните паломники также могут помолится перед чудотворным образом (VIII) первомученика Стефана, в память которого освящён соборный храм этой обители. В годы иконоборчества эта икона чудесным образом прибыла в монастырь из Палестины. Среди святынь Костамонита находятся: часть Животворящего Креста Господня, Христовой багряницы, десница первомч. архидиак. Стефана, мощи апп. Андрея Первозванного и ев. Луки, равноап. Константина Великого, вмчч. Прокопия, Артемия и Пантелеимона, мчч. Трифона, Христофора, Аглаиа, Кира и Иоанна, свв. бессрр. Космы и Дамиана, свтт. Модеста, Иакова Персянина и Иоанна Златоуста, свщмч. Харалампия, прпп. Фалалея, Парфения и других святых. Кафоликон Костамонита – самый современный на Афоне. Это четвёртый по счёту храм, возведённый на том же самом месте. Росписи в нём отсутствуют. Особое внимание стоит обратить на мраморный иконостас собора. Он поражает как своей высотой, так и искусством, с которым выполнен.

В Костамоните четыре параклиса: надвратный храм Иверской иконы Божией Матери, св. Константина, Всех Святых и свт. Николая.

Икона Богородицы Антифонитрия (Предвозвестительница)

Икона принадлежит к известному типу иконы Антифонитрия, которая находится в Ватопедском монастыре. Икона расположена в мраморном киоте, позади архиерейского трона в Соборном храме монастыря. Название иконы связано со временем оскудения обители, когда Богоматерь возвестила во сне еклисиарху Агафону, что у них будет припасов и елея в изобилии; Она ниспосылает им это из сожаления к их бедности.

Об иконе «Предвозвестительница» в обители записано следующее. Еклисиарх обители по имени Агафон в начале ночи 1 августа (ст.ст.), когда святая Церковь празднует Происхождение Честного и Животворящего Креста, был в великой печали о крайней скудости обители во всем: она не имела даже масла для должного благолепия и необходимого освещения церкви во время двух предстоящих богослужений (2-го августа праздник обители – перенесение мощей св. первомученика архидиакона Стефана – покровителя этой обители). В скорби своей он с горячими слезами стал молиться перед этой иконой Богоматери. Изнемогши, наконец, от молитвенного труда и сильной скорби, он сел перед этой иконой в братской форме и скоро легкий сон упокоил утомленные его чувства. И вот услышал он от иконы Богородицы глас, который вещал ему, чтобы он не скорбел и не сокруцшался, ибо Она сама печется о благосостоянии и довольстве всей Святой Горы.

Вместе с тем, как бы в подтверждение слов Богоматери видит он, что сосуд церковный полон елея и что все кладовые обители также наполнены всем необходимым для жизни. Изумленный чудным видением и объятый радостным трепетом, едва верил он сказанному Богородицей. Немедленно пошел он к церковному сосуду (сосуд этот сохраняется и доныне), в котором хранился елей, и, видя его доверха полным, велегласно проповедывал об этом великом чуде всей братии.

Предстоятель обители, мудрый Илларион (сродник царя Алексия Комнина), впоследствии ставший Протом Святой Горы, и вся братия исполнились чрезвычайной радости. Возжегши все кадила и украсивши, как подобало, церковь, они всю ночь славили Богородицу, воспевая дивные Ее чудеса; восхваляли они также и мученика Стефана, имени которого посвящена их святая обитель. С того времени, в благодарность за чудо, перед этой святой иконой Госпожи нашей Богородицы возжигается неугасимая лампада. Икона эта находится справа на стене соборного храма.

Икона Богородицы Одигитрия (Путеводительница)

Икона хранится в соборе монастыря в мраморном киоте. Серебряный оклад иконы был подарен монастырю в 1360 году сербской княгиней Анной.

Икона Божией Матери «Одигитрия», которая ранее находилась во Влахернском храме в Константинополе и была принесена обители в дар сербской княгиней Анной, стоит при северо-восточной колонне, поддерживающей купол храма.

Среди святынь обители находится частица багряницы Христовой, отделанное серебром и золотом Евангелие, подаренное Василикой, а также частицы мощей первомученика и архидиакона Стефана, сщмч. Власия, равноап. царя Константина, муч. Трифона и другие.

Кроме Соборного храма в монастыре еще восемь параклисов: Божией Матери, св. Архангелов, свв. Константина и Елены, свв. Космы и Дамиана, св. Мелетия Антиохийского, прп. Антония Великого, прпп. отец Афонских, Всех Святых.

В библиотеке монастыря хранится много древних рукописей и книг, среди которых есть рукописи 11 и 12 веков.

Братство монастыря насчитывает около 30 насельников. Есть одна кафизма. Расстояние от Кареи до монастыря Костамонит – 15 км.

Икона Первомученика Стефана

Это древнейшая икона в монастыре. Помещена в юго-восточном киоте монастырского собора. По преданию, икона была привезена в конце XI века из Иерусалима императором Алексеем Комниным и монахом Илларионом. Размеры иконы 1,20 на 0,70 метра. Глаз святого на иконе проколот, а края иконы обожжены во времена иконоборчества. В правой руке святой держит кадило, а в левой — подобие храма. Серебряное с золотом покрытие иконы было сделано в 1864 году.

Икона – первомученика Стефана, по предпнию, была принесена в обитель из Иерусалима, в царствование Алексия Комнина (1081 – 1117 г.). Во время иконоборцев она была брошена в огонь, но не сгорела, а только потемнела и как-бы в подтверждение претерпенного нею огненного испытания и в обличение неистовства иконоборцев, нижняя часть ее несколько обуглилась. Один христианин, по имени Иоанн Малуси, из Адрианопольской епархии, прибыл на Святую Гору для поклонения ее святыням. Посетив другие обители, прибыл он и в Костамонитскую обитель. Здесь в соборном храме, перед иконой первомученика Стефана, он мысленно обратился к святому с теплой молитвой о сохранении и умножении его стад (он занимался скотоводством) и при этом дал обещание, что если его молитва будет услышана, то он принесет в дар обители часть от своего стада. После этого он отправился на свою родину.

В 1844 г. он прислал в обитель письмо, в котором изложив старцам вышеупомянутый свой обет и сказав, что святой первомученик Стефан не оставил без внимания его молитвы перед святой иконой его в их обители, просил, чтобы они позаботились прислать к нему одного из братии для принятия приносимых им, согласно своему обету, в дар святому Стефану (покровителю Костамонитской обители) ста коз. Бывший в то время игуменом обители, Стефан, получив письмо этого благодарного пастуха, вскоре послал одного из братии, который и принял от него обещанное им количество коз. Эта святая икона стоит в соборном храме при юго-восточной колонне, поддерживающей небольшой его купол.

Праздники

9/1 (27/12) Св. Первомученик Стефан — престольный праздник собора,

3/6 (21/5) Св. Равноапостольные Константин и Елена,

15/8 (2/8) Перенесение мощей Первомученика Стефана,

Вторник Светлой Седмицы — литания (крестный ход) с чудотворной Иконой.

Предание

Монастырь Констамонит посетил около 1950 года некий офицер. Тогда игуменом монастыря был старец Филарет. О. Филарет, увидев офицера, подозвал его к себе, обратился по имени… и поведал ему о тех трудностях, которые преследовали его в жизни. Помимо этого, он дал ему необходимые советы и утешил. Офицер растерялся: прозорливость старца произвела на него глубокое впечатление.

Он с благоговением сказал:
— Старче, как только я уйду в отставку, сразу же постригусь в монахи.
Отец Филарет ответил:
— Пострижешься, дитя мое, но только не в этом монастыре, потому что через три года у тебя будет искушение с секретарем.
Так и случилось: старец предвидел даже будущие искушения.
Когда офицер ушел в отставку, отец Филарет наставил его и благословил идти в другой монастырь, где тот и принял постриг.

Каждый месяц отец Анания (таково было его монашеское имя) приходил к святому старцу за советом. Однажды, придя, он застал своего духовного отца в глубокой печали. Инок с сочувствием обнял его и спросил:
— Что случилось, старче? Что с тобой произошло?
Старец скорбно ответил:
— Дитя мое, Анания, у меня сегодня не было ни одного искушения — Бог оставил меня!
Таким несгибаемым воином Христовым был о. Филарет, что желал сражаться с искушениями ежедневно, дабы постоянно быть увенчиваемым от Господа нашего!

В Мир Моря Солнца Вершин Олимпа!

«… не ищи Бога в кигах и менеях, его там нет, ищи его внутри себя…Сердце твое, возлюбленный, создано Богом для того одного, чтоб оно любило Его единого и служило ему обителью…»

Преподобный Никодим Святогорец

В Мир Моря Солнца Вершин Олимпа!

Gарантия Rоскошного Tура!

[[[[],[]],[[]],"and"]]
1 Step 1
Вопросы и пожелания
ИмяКонтактное лицо
СообщениеТекст обращения
0 /
Previous
Next

Вы должнызалогиниться чтобы оставить комментарий.