Монастырь Симонопетра на святой горе Афон

Святая гора Афон монастыри, скиты, кельи, причалы

Монастырь Симонопетра на святой горе Афон

Основан в 1257 г., престольный праздник 25 декабря/7 января, в день Рождества Христова, и 22 июля/4 августа, в день св. Марии Магдалины. Игумен: архим. Эмилиан. Тел. (30-377) 23254. Факс (30-377) 23722.

Симонопетров монастырь – самое смелое в архитектурном плане сооружение Афона, чудо монастырского зодчества. Семиэтажный монастырь стоит в буквальном смысле пригвожденный к крутой башнеобразной скале, с величественным видом обращенный морю у юго-западной стороны полуострова.

Основатель монастыря  Преподобный Симон, живший на Афоне приблизительно в середине ХIII века. Святой жил отшельником вблизи этих мест и однажды, в ночь Рождества Христова увидел на скале сияние, ведомый светом пришел на место сияния и стал строить монастырь. В этом трудном деле Симону помогали и другие монахи, прибывшие уединиться от мира вблизи святого, причем некоторые из них пожертвовали для этой цели своим состоянием. Однако согласно преданию, рассказывающему о сооружении монастыря, первые сподвижники Симона по мере того, как постройка росла вверх, стали испытывать страх и, наконец, решили уйти, оставив дело завершенным только наполовину.

Поначалу монастырь был назван Симоном «Новый Вифлеем», однако затем он получил нынешнее название в честь своего основателя и скалы (petra), на которой он стоит.

Первые постройки были созданы благодаря сделанному в 1362 году благородному пожертвованию сербского краля Иоанна Углеша, который в соответствии со своим хрисовулом направил сюда эпистата Евфимия с многочисленными дарами и материальными средствами для завершения монастыря. Так, благодаря этому и другим пожертвованиям в истории монастыря начался период подъема. В Третьем Уставе Святой Горы (1394) монастырь занимает двадцать третье место среди монастырей. Он в располагает несколькими подворьями в разных местах за пределами Афона.

Однако затем подъем монастыря был прерван в силу ряда неблагоприятных событий. В 1581 году произошел пожар, разрушивший монастырь целиком вместе с его архивом, а после восстановления монастырь сгорел вторично в 1626 году. Таким образом, как и следовало ожидать, монастырь оказался в весьма тяжелом материальном положении и по этой причине в конце XVII века был вынужден стать идиоритмическим. Однако положение не изменилось, и упадок монастыря продолжался, приведя на этот раз к почти полному запустению. К счастью для монастыря, в 1762 году сюда вместе с другими монахами прибыл сербский иеромонах Паисий Величковский, который, хотя и прожил здесь непродолжительное время, оказал монастырю существенную помощь. Значительную заботу о монастыре проявил и Иосафат из Митилены, собрав средства из различных источников и приобретя для монастыря левую руку Святой Магдалины, которая находится здесь до сих пор.

Благодаря этим усилиям, монастырю удалось несколько преодолеть кризис, и в соответствии с указом патриарха Каллиника (1801) он снова стал общежительным.

В годы Национально-освободительной войны в Симонопетровом, как и в других монастырях, оставались лишь немногие монахи, так что на некоторое время он вообще был закрыт.

В конце XIX века (28 мая 1891 года) произошел еще более страшный пожар, в результате которого монастырь сгорел целиком вместе с собором и библиотекой, а самим монахам удалось спастись только в последний момент, выйдя через какое-то отверстие и взяв с собой святые реликвии. На этот раз монастырь был восстановлен благодаря пожертвованиям, собранным в России, причем была пристроена также новая семиэтажная сторона, которую начали строить в 1864 году при настоятеле Неофите.

Монастырский собор, посвященный Рождеству Христову, был построен после последнего пожара и выглядит совсем небольшим. В настоящее время фресковой живописи он не имеет. Собор находится примерно в центре тесного двора, а его нартекс встроен в западное крыло келий.

Монастырь имеет также много часовен. На территории монастыря находятся 4 часовни – Святого Георгия, Святой Марии Магдалины, Святого Харлампия и Архангельская (все часовни без фресок), а за пределами его территории еще 11 часовен – на кладбище, на пристани и в различных экзартимах – кельях и кафизмах. Многие из них сгорели во время большого пожара на Афоне в августе 1990 года.

Монастырю принадлежит также 5 келий на территории Кареи, из которых келья Всех Святых является его представительством, а также другие здания в Карее и Дафне, которые монастырь арендует у различных учреждений и частных лиц. Наконец, за пределами Афона монастырь располагает следующими подворьями – Вознесенским в Афинах, Святого Харлампия в Салониках, Преображенским в Ормилии на Халкидике, Святого Артемия и Святого Антипа на Сифносе и Богородицы Триги на Лемносе.

Святая Великомученица Варвара

Святая великомученица Варвара родилась в семье знатного и богатого язычника топарха Диоскора. Желая скрыть единственную дочь от взглядов мужчин, он велел построить в своем имении высокую башню, где и поселил отроковицу. Когда Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, целомудренная девушка, угрожая лишить себя жизни, отказалась от брака. Отец, решив повременить с ее замужеством, уехал из дома по неотложным делам, а Варваре предоставил свободу, надеясь, что, познакомившись с замужними или обрученными женщинами, она изменит свое отношение к браку.

Перед отъездом Диоскор начал постройку роскошной бани. Осматривая ее, Варвара приказала сделать с южной стороны 3 окна, пообещав рабочим, что сама ответит за нарушение распоряжения Диоскора. В купальне, при которой велась постройка бани, она рукой начертила на мраморных плитах крест (этот рисунок вместе с отпечатком стопы Варвары, был четко виден и долгое время сохранялся на полу бани; из следа ноги после кончины Варвары истекала целебная вода). Вернувшись домой, Диоскор потребовал от дочери объяснений, почему здание бани построено не так, как он задумал. Варвара ответила, что 3 окна, через которые льется свет, символизируют Святую Троицу. Ответ привел язычника в ярость, и он бросился на дочь с мечом. Девушка попыталась убежать, но на ее пути оказалась неприступная скала.

Варвара призвала на помощь Бога, гора расступилась, открыв девушке путь на вершину, и сомкнулась перед ее отцом. Место, где скрылась Варвара, Диоскору показал один из пастухов; тотчас его овцы превратились в жуков (саранчу). Отец жестоко избил Варвару и, заперев в темной хижине, послал гонца к игемону Маркиану (Мартиану, Мартиниану) с требованием подвергнуть его дочь пыткам и казни за исповедание Христа. Затем вместе с комментарисием Геронтием Диоскор привез дочь в сел. Геласий (Гелассон), около Гелиополя «у острова», и передал Варвару на суд правителя. Маркиан, увидев девушку необычайной красоты, стал уговаривать ее принести жертву богам, но святая отказалась поклоняться идолам. Тогда разгневанный правитель велел выставить ее обнаженной перед толпой, затем скрести тело сырыми бычьими кожами и растирать власяницей раны до тех пор, пока оно не станет кровоточить. Однако Варвара выдержала первую пытку, и Маркиан велел бросить ее в тюрьму. Ночью святой явился Господь и, ободрив, исцелил ее от ран.

Утром правитель приказал привести ее на суд. Увидев, что раны на теле мученицы исчезли, он попытался внушить ей, что ее исцелили языческие боги, но Варвара мужественно отвечала, что ее исцелил Христос. Тогда разгневанный правитель приказал подвесить мученицу, строгать ее бока железными когтями, прижигать горящими свечами тело и бить святую по голове молотом. Благочестивая женщина по имени Иулиания, ставшая свидетельницей чудесного исцеления и новых истязаний Варвара, в присутствии правителя заплакала, сострадая мученице. Узнав, что Иулиания христианка, Маркиан приказал взять и ее под стражу и подвергнуть тем же мучениям, что испытала Варвара. Когда мученицы мужественно выдержали пытки, игемон велел отрезать им груди. Затем Маркиан приказал заключить Иулианию в тюрьму, а Варвару выставить у всех на виду обнаженной и безжалостно бить, но Господь послал ангела, чтобы прикрыть ее наготу.
Убедившись в тщетности уговоров и истязаний, правитель приговорил Варвару и Иулианию, которую также водили по городу обнаженной, к усечению мечом. Диоскор вместе с воинами последовал на гору к месту казни и сам вызвался быть палачом своей дочери. После молитвы Варвара, преклонив голову, приняла смерть от отцовской руки. Иулианию казнил один из воинов. Вскоре Диоскор погиб от удара молнии, а Маркиан от пущенной в него стрелы.

У православных христиан святая Варвара считается покровительницей от внезапной
смерти; многие свидетельствуют, что тот, кто отдает себя её защите, не отойдет без покаяния и причастия Святых Таин.

Святая равноапостольная Мария Магдалина

Мария из Магдалы — одна из жен-мироносиц — удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась она в Галилее, в местечке Магдалы. Жители Галилеи отличались непосредственностью, пылкостью нрава и самоотверженностью. Эти качества были присущи и святой Марии Магдалине. С юности она страдала тяжким недугом — беснованием (Лк. 8, 2). Перед Пришествием в мир Христа Спасителя бесноватых было особенно много: враг рода человеческого, предвидя свое близкое посрамление, восставал на людей со свирепой силой. Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем непоколебимую преданность Господу Иисусу Христу. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.

Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем. Она не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера в Него ближайших учеников. Страх, побудивший к отречению апостола Петра, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном, переживая страдания Божественного Учителя и приобщаясь великому горю Богоматери. Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была
при Его погребении (Мф. 27, 61; Мк. 15, 47). Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами (Лк. 23, 56). Воскресший Христос послал святу Марию с вестью от Него к ученикам, и блаженная жена, ликуя, возвестила апостолам о виденном — «Христос воскрес!» Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной. В этом благовестии главное событие ее жизни, начало ее апостольского служения.

По преданию, она благовествовала не только в Иерусалиме. Святая Мария Магдалина отправилась в Рим и видела императора Тиверия (14-37). Известный своим жестокосердием император выслушал святую Марию, которая рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Затем она поднесла ему красное яйцо со словами «Христос воскрес!». С этим поступком святой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг Другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение).

Затем святая Мария отправилась в Ефес (Малая Азия). Здесь она помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена. В IX веке при императоре Льве VI Философе (886-912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского.

Папа Римский Гонорий III (1216-1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя, где также воздвигнут храм, посвященный святой Марии Магдалине. Части святых мощей равноапостольной Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

Среди многочисленных святынь монастыря особо выделяют

• Десница Марии Магдалины, сохраняющаяся нетленной уже 2000 лет — Часть руки святой равноапостольной Марии Магдалины остается нетленной уже две тысячи лет и постоянно хранит тепло человеческого тела. Мария Магдалина стояла у Креста Иисуса вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном… Она была первой благовестницей Христова Воскресения и преподнесла императору Тиверию красное яйцо как символ новой жизни: «Христос воскрес!» Это с ее слов святой апостол Иоанн Богослов написал двадцатую главу своего Евангелия… В наши дни части нетленных мощей Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой горы Афон, в Иерусалиме и Франции. Есть частичка мощей святой мироносицы и в Свято-Марии-Магдалининском храме Минска. Ее регулярно выносят для поклонения
верующих.
• Часть Животворящего Креста Господня
• Часть мощей прмч. Евдокии
• Часть мощей вмч. Варвары — Святая великомученица Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском и отличалась особенной красотой. Отец ее был язычником и всячески оберегал единственную дочь от посторонних глаз. С этой целью он построил высокую башню и запер Варвару в ее стенах. В заточении девушка изучала окружающий мир, который открывался ей с высоты, и пришла к мысли о существовании Создателя вселенной. Богатые и знатные женихи просили у отца руки Варвары. И в целях замужества отец разрешил ей выходить из башни. Так Варвара познакомилась с христианами и приняла крещение. Просветившись благодатью этого таинства, девушка решила посвятить жизнь Богу. Отец-язычник с ужасом узнал, что его дочь — христианка, и стал делать все, чтобы заставить Варвару отречься от христианской веры, даже передал ее на пытки правителю Мартиану, ярому гонителю христиан. Святую Варвару жестоко мучили. По преданию, она была обезглавлена собственным отцом около 306 года. А вскоре после этого отца поразила молния, превратив в пепел…

Святая великомученица Варвара чаще всего изображается на иконах со Святой Чашей в руках. Она помогает людям прийти к познанию истины и ходатайствует, чтобы внезапная кончина не застала нас без покаяния и причащения Святых Христовых Таинств.

В монастыре находятся: частица животворящего Креста Господня; часть руки св. Марии Магдалины, часть руки св. преп. муч. Евдокии, часть руки св. великомуч. Варвары, стопа св. муч. Кирика, глава св. Павла Исповедника, стопа св. муч. Сергия, глава св. Модеста патриарха Иерусалимского; частицы мощей святых: великомуч. Пантелеймона, Иоанна Предтечи, св. муч. Трифона, св. пророка Наума, св. муч. Параскевы, св. Харалампия, св. Симеона Столпника, св. безсребренников Космы и Дамиана; кровь св. Димитрия Солунского; часть мощей св. Феодоры Александрийской.

Географическое местоположение

Семиэтажный Симонопетров монастырь – самое смелое в архитектурном плане сооружение Афона, чудо монастырского зодчества. он стоит в буквальном смысле пригвожденный к крутой башнеобразной скале, с величественным видом обращенный к обычно спокойному морю у юго-западной стороны полуострова. Монастырским праздником является Рождество Христово (25 декабря) в память о видении его основателя.

Путь от причала к монастырю составляет полчаса хода, от Симонопетра до Григориата 1ч.10 минут. От Симонопетра до Ксиропотама четыре часа ходу, до Кареи пять часов.

Предание

Святой Симон, живя отшельником в этих местах, на протяжении двух лет видел необыкновенно яркую звезду над краем скалы. Звезда то сияла, то исчезала, и он чувствовал, что таким образом Господь повелевает ему построить на этом месте монастырь. Святость Симона была известна всем,он пользовался большим уважением, поэтому многие иноки добровольно вызвались работать с ним. Началось строительство и по мере того как оно подвигалось к краю скалы, братии становилось все труднее выносить такую головокружительную высоту, поэтому пришлось остановить работы. Как-то святой Симон попросил своего келейника Исайю отнести работникам вина, но на пути Исайя сам отступился и сорвался со скалы. Святой Симон, стоя не неподалеку, воззвал к Богородице и, скорбя, просил братию спуститься вниз и принести тело своего верного помощника. Каково же было их удивление, когда Исайя вернулся живым и невредимым, даже не пролив вина из кувшина! Этот чудесный случай вдохновил работников и они успешно закончили строительство. С тех пор это место называется «Симонопетр» («камень» Симона), в память о твердой, как камень, вере его основателя. Появление звезды, ставшей для святого Симона знаком воли Божией, навело его на мысль освятить монастырь в честь Рождества Христова. Поначалу монастырь был назван Симоном «Новый Вифлеем», однако затем он получил нынешнее название в честь своего основателя и скалы (petra), на которой он стоит.

Первые постройки были созданы благодаря сделанному в 1362 году благородному пожертвованию сербского правителя Иоанна Углеша, дочь которого получила исцеление по молитвам святого Симеона. В соответствии со своим хрисовулом направил сюда эпистата Евфимия с многочисленными дарами и материальными средствами для завершения монастыря. Сам правитель Иоанн стал иноком этого монастыря. Так, благодаря этому и другим пожертвованиям в истории монастыря начался период подъема. В Третьем Уставе Святой Горы (1394) монастырь занимает двадцать третье место среди монастырей. Он в располагает несколькими подворьями в разных местах за пределами Афона.

Однако затем подъем монастыря бы прерван в силу ряда неблагоприятных событий. В 1581 году произошел пожар, разрушивший монастырь целиком вместе с ег архивом, а после восстановления монастырь сгорел вторично в 1626 году. Таким образом, ка и следовало ожидать, монастырь оказался в весьма тяжелом материальном положении и по этой причине в конце XVII века бы вынужден стать идиоритмическим. Однако положение не изменилось, и упадок монастыря продолжался, приведя на этот ра к почти полному запустению. К счастью дл монастыря, в 1762 году сюда вместе с другими монахами прибыл сербский иеромонах Паисий Величковский, который, хотя и прожил здесь непродолжительное время, оказал монастырю существенную помощь. Значительную заботу о монастыре проявил и Иосафат из Митилены, собрав средства из различных источников и приобретя дл монастыря левую руку Святой Магдалины, которая находится здесь до си пор. Благодаря этим усилиям, монастырю удалось несколько преодолеть кризис, и соответствии с указом патриарха Каллиника (1801) он снова стал общежительным.

Во время Войны Греции за Независимость (1821 г. Симонопетр оказался почти полностью заброшен, ка и многие другие монастыри: большинство насельников покинули эт места. В 1891 году в монастыре вспыхнул страшный пожар, уничтоживший все, включая собор и библиотеку. Братии удалось спастись и унести с собой святыни. В течение следующих двадцати ле монастырь восстанавливался на пожертвования из России. Помимо собора, также отстроенного заново после пожара, у монастыря есть ещ пятнадцать храмов и часовен, а также келии и кафисмы, многие из которых пострадали от другого большего пожара, случившегося в августе 1990года.

Дополнительная информация

Полезные услуги

Один комментарий

Вы должнызалогиниться чтобы оставить комментарий.