Монастырь святого Павла

Святая гора Афон монастыри, скиты, кельи, причалы

Монастырь святого Павла

Основан в X веке, престольный праздник 2/15 февраля, в день Сретенья, и 28 июля/10 августа, в день св. Павла Ксиропотамского. Игумен: архим. Парфений. Тел. (30-377) 23250, 23609. Факс (30-377) 23355.

Дорога от Дионисиата до монастыря св. Павла (греч. «Агиу Павлу») займёт около часа, она опять пойдёт по склону горы и морскому побережью. Издали обитель похожа на византийскую крепость и располагается на высоте 150 метров примерно в километре от моря. Из-за своего положения на склоне горы обитель часто терпела ущерб от горных обвалов и бурных весенних потоков. Рядом с монастырём располагалось античное поселение, о чем свидетельствуют археологические находки, найденные неподалёку от пирга. Древняя табличка с надписью, относящейся к раннехристианскому периоду, использована при строительстве одного из окон монастырской башни.

В монастыре традиционно подвизается много выходцев с острова Кефалонья. Оттуда родом и нынешний игумен о. Парфений. Этот старец уже много лет подвизается на Святой Горе и пользуется в православном мире заслуженным авторитетом.

Монастырь Святого Павла придерживается общежительного образа жизни с 1840 года (грамота патриарха Григория VI) и занимает четырнадцатое место среди 20 афонских монастырей. Число монахов превышает в целом 100, причем 35 из них проживают на территории монастыря, а остальные – в его экзартимах. В прежние времена в монастыре проживало также много сербских монахов, по причине чего монастырская печать содержит надписи на двух языках -греческом и сербском, которые расположены по двум окружностям округ изображения Святого Георгия.

Историческое предание

Одна традиция относит основание монастыря к концу VIII или началу IX века, связывая его с двумя личностями, носившими такое имя, – Преподобным Павлом (сын императора Михаила Куропалата), который якобы был монахом в пустыни в районе нынешнего монастыря, и Павлом Ксиропотамским, который был современником Преподобного Афанасия Афонского. Другая традиция гласит, что здесь стоял старинный монастырь, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, основанный неким Стефаном в годы правления императора Константина Великого.

Император Роман в своей царской грамоте, выданной прп. Павлу на построение обители, называл его «величайшим из философов». Монастырь был разорён пиратами и каталонцами и пришёл в запустение, став келией, принадлежащей Ксиропотаму. Возрождение обители началось в 1365 году и связано с именами сербских монахов Герасима и Антония. Они восстановили разрушенные строения и вернули Агиу Павлу в число афонских монастырей. Антоний и Герасим почитаются как новые ктиторы Агиу Павлу.

Наиболее вероятно, что Павел Ксиропотамский под конец жизни ушел из своего монастыря в эти места, которые тоже принадлежали Ксиропотамскому монастырю, и проживал отшельником в келье, которую он построил между двумя ущельями во второй половине Х века. Основанный на этом месте монастырь назывался поначалу Ксиропотамским, но затем возобладало другое наименование, в честь его основателя, как это имело место и с названиями других афонских монастырей.

В течение двух веков вскоре после своего основания монастырь Святого Павла не упоминается в числе афонских монастырей, возможно, потому, что был понижен в ранге до кельи. Упоминание о нем (и притом как о монастыре Христа Спасителя) появляется вновь только в 1259 году в хрисовуле Михаила VIII Палеолога, который подтверждает его право на некоторые из владений. Однако затем монастырь снова становится кельей Ксиропотамского монастыря, в частности после ужасных набегов на него со стороны пиратов и, возможно, каталанцев, последствия которых хорошо известны.

В 1370 году монастырь был передан в качестве кельи сербским монахам Герасиму Родиону и Антонию Пигасу и благодаря непрестанным заботам этих двух мужей окончательно занял место среди афонских монастырей. Более раннюю грамоту прота Исаака от 1316 года на тридцать девятом месте подписывает и настоятель этого монастыря, а в Третьем Уставе Святой Горы монастырь Святого Павла занимает восемнадцатое место. Наконец, в сигилле патриарха Матфея (1404), который упорядочивает его пограничные споры с Дионисиевым монастырем, монастырь Святого Павла назван древним, что свидетельствует о более раннем существовании его на этом месте.

Большую материальную помощь обители оказывали византийские императоры из династии Палеологов и правители Сербии Лазарь и Георгий Бранковичи. Георгий, который также был благодетелем многих святогорских монастырей (Св. Пантелеимона, Ватопеда, Костамонита), помог строительству большого соборного храма Георгия Победоносца (из его росписи 1447 года сохранилась только небольшая фреска с изображением Афанасия Афонского).

Дочь Георгия передала обители Дары волхвов, принесённые в дар Богомладенцу Иисусу Христу: золото, ливан и смирну (впоследствии у них было совершено множество чудес и исцелений). Как повествует предание, принцесса Мария (дочь Бранковича) , супруга султана Мурада II и мать Мухаммеда Завоевателя, подарила монастырю 1000 дукатов и две экзартимы – в Серрах и в Новых Родах. При взятии Константинополя турки захватили хранившуюся там часть смирны из даров волхвовых и подарили их матери султана, которая продолжала сохранять христианскую веру. Последняя хотела собственноручно доставить их в монастырь Святого Павла вместе со многими другими предметами, но, согласно преданию, когда она после сошествия с корабля собралась уже подняться в гору, то услышала вдруг голос, велевший ей остановиться, поскольку на Святой Горе уже пребывает другая царица – Богородица. Как прежде греческой царевне Плакидии, свыше было строго запрещено нарушать афонское правило. На месте передачи сокровища с тех пор стоит памятник в виде небольшой часовни. Нынешний – точная копия первоначального, который был смыт водами наводнения в 1911 году.

Впоследствии благодеяния монастырю оказывали различные греческие и румынские правители придунайских княжеств, в том числе Стефан Великий, Неанко Бассараб, на средства которого была построена башня (1521), Константин Бассараб(1664–1714) на собственные средства восстановил монастырскую больницу и высокий пирг – дозорную башню (старейшее из сохранившихся монастырских строений). Также Константином (в 1992 году он был причислен к лику Святых Румынской Православной Церковью) был построен параклис в честь Константина и Елены, который, к сожалению, до наших дней не сохранился. Большую помощь Агиу Павлу оказали и многие русские цари. В частности, Иоанн Грозный и Пётр I.

Благодаря поддержке этих правителей монастырь переживал довольно длительный период расцвета, который продолжался и в следующем, XVII веке, когда монастырь смог содержать около 200 монахов. Однако несмотря на все это, с целью покрытия огромных материальных нужд, в частности тяжких турецких налогов и задолженности еврейским ростовщикам, монастырь был вскоре вынужден продать многие из своих владений.

В конце XVIII века деятельный ризничий Григорий совершил путешествие по многим странам, собран значительные денежные суммы, благодаря которым монастырю удалось в какой-то степени подняться. После этого, в начале XIX века Анфим Комнин из Силимврии, настоятель подворий Румынии и друг патриарха Григория V, проявил значительный интерес к реконструкции монастыря, которому подарил также некоторые земельные владения в Кассандре и на Фасосе, а также церковную утварь и ризы. Он удвоил число монастырских построек и по праву почитается как новый ктитор обители.

Много бед монастырь святого Павла претерпел в ходе греческого национально-освободительного восстания 1821 года. Обитель опустела и монахи стали возвращаться туда лишь после 1830 года. В этот непростой период очень помогла экономическая поддержка российских императоров Александра I и Николая I. Свидетельством начавшегося возрождения обители стал переход к общежительному уставу, совершённый в 1839 году.

Постройки монастыря

Стоящий на скале монастырь не мог увеличивать свою площадь, и поэтому был вынужден строить свои здания более высокими. Неоднократно монастырь подвергался разрушениям по разным причинам, как, например, во время последнего пожара 1902 года или наводнения 1911 года, когда монастырь был отстроен вновь почти заново. Хронологически различные строения монастыря относятся к разным временам: в частности в XV веке была построена северная сторона, в начале XVI – оборонная башня, в начале XVIII – была реконструирована трапезная, а в течение двух последних веков, XIX и ХХ, были построены все остальные здания монастыря.

Посвященный Сретению Господа собор, согласно надписи снаружи ниши, начали строить в 1839 году, а закончили 23 апреля 1844 года, в день Святого Георгия. Стены собора построены целиком из мрамора, а разделение храма на отдельные части достигнуто посредством колонн, почему храм внутри очень удобен и просторен. Будучи сооружением более позднего времени, храм до их пор остается без фресковых росписей, тогда как от более раннего собора в монастырской библиотеке сохранился до сих пор фрагмент очень интересной фрески с изображением головы Святого Афанасия Афонского. Большая часть кафоликона, в том числе и алтарь, мраморные. Они — дело рук известного мастера с острова Тинос Иоанна Лири́тиса. Иконы написаны в технике Возрождения известным мастером Христодулом Матфеем из города Верия в 1900 году. Собор украшен одиннадцатью главами – на Афоне это редкость. В храме есть два придела: в честь святого Георгия и Святого Павла Ксиропотамского. Росписи в храме отсутствуют.

Напротив собора располагается трапезная, восстановленная вместе с южными братскими корпусами и колокольней после пожара 1902 года. Прямо над ней располагается архондарик обители.

В северо-западном корпусе монастыря сохранился древний храм Георгия Победоносца с уникальными фресками XVI века. В Агиу Павлу также есть параклисы: в честь равноапостольного Космы Этолийского, Анфима Никомидийского, свт. Нектария Эгинского, Григория Богослова, Константина и Елены. Храм Всех Святых (1795) находится в монастырской костнице, расположенной к юго-западу от обители. Неподалёку стоит часовня Димитрия Солунского, восстановленная в 1988 году.

Скиты и кельи монастыря

Кроме собора, монастырь располагает 12 часовнями, две из которых – Святого Павла и Святого Георгия находятся справа и слева от литийного притвора, а другие – в других местах на территории монастыря и за его пределами. Наиболее значительной из них является часовня Святого Георгия, на северной стороне с интересными фресками критской школы (1555).

Монастырь располагает 3 кельями в Карее, из которых келья Святого Андрея является его представительством, а также Моноксилитским подворьем на Афоне и другими подворьями за его пределами. Монастырю Святого Павла принадлежат также два скита – Новый Скит и скит Святого Димитрия.

Новый Скит, посвященный Рождеству Богородицы (8 сентября), – греческий, идиоритмический и находится к юго-востоку от монастыря, в направлении к побережью. Раньше он назывался скитом Башни. Он был основан и стал скитом приблизительно в середине XVIII века. В числе прочих здесь жил отшельником Святой Никодим Афонский. Скит состоит из 28 калив, причем все они расположены в живописных местах, а также главной церкви, где хранятся 200 рукописей, переносные иконы и ризы. Скит насчитывает около 35 монахов. На месте Нового Скита, возможно, находился один из небольших античных городов Афона. Такой вывод делают на основании захоронений и различных предметов, прежде всего монет, найденных в верхней части скита.

Другой скит – Святого Димитрия или Лакку-Скити или Лаккоскит («Ямный Скит») находится на северо-восточной стороне полуострова, между монастырем и башней амальфитан Морфону. Основанный в XVIII веке, этот скит идиоритмический и состоит из главной церкви и 25 калив, в которых проживает (не во всех) несколько румынских монахов.

Святыни

Среди множества регалий, хранящихся в монастыре Святого Павла, кроме упомянутой выше смирны из даров волхвовых, следует упомянуть:  драгоценный крест с частью Животворящего Креста Господня и складень, принадлежавшие равноапостольному императору Константину Великому; мощи Иоанна Крестителя, апп. Андрея Первозванного, Варфоломея и Филиппа, евв. Луки и Матфея, вмч. Пантелеимона, прмч. Каллиника, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, сщмч. Игнатия Богоносца и Ипатия, еп. Гангрского, мчч. Елевферия, Трифона, Феодора Тирона и Феодора Стратилата, свтт. Нектария Пентапольского и Дионисия, архиеп. Эгинского, прпп. Максима Исповедника, Арсения Каппадокийского, Акакия Кавсокаливита и Герасима Нового, Кефалонского, прмц. Февронии Девы, мцц. Нимфодоры, Агафии и Кириакии, прав. Иоанна Русского и св. Феодоры Александрийской.

Среди святынь обители четыре иконы Божией Матери. Одна, известная как «Зеркало», принадлежала благочестивой императрице Феодоре, супруге царя-иконоборца Феофила. Царица скрывала образ за зеркалом, отсюда появилось и название иконы. Узнав об этом, император в неистовстве бросил этот образ в огонь, однако тот остался невредим. Другой драгоценной иконе «Преблагословенной» или «Мироточивой» (XIV) можно поклониться в соборном храме монастыря. Третья икона, находящаяся в приделе святого Анфима, известна как «Филатусса» (то есть «Защитительница»), она была написана в XII веке в Константинополе. Ещё один чудотворный образ, хранящийся в Агиу Павлу, это Богородица «Антифонитрия Лакку». С другой стороны этого двустороннего образа изображено Распятие Спасителя. Икона датируется IX веком и прибыла в монастырь из Константинополя.

В библиотеке Агиу Павлу около пяти сотен рукописей и восемнадцати тысяч печатных книг.

Очень хорошо организованная библиотека монастыря насчитывает 494 рукописи, некоторые из которых – пергаментные, и около 12500 печатных книг.

Географическое местоположение

Находится рядом с большим ущельем на западном склоне Афона в 20 минутах ходьбы от монастырской пристани у моря и в получасе ходьбы от соседнего Дионисиева монастыря. В настоящее время праздником монастыря Святого Павла является Сретение Господа (2 февраля), тогда как раньше в разные времена монастырь был посвящен Христу Спасителю, Богородице и Святому Георгию.

Монастырь святого Павла – последний из расположенных на юго-западном побережье Святой Горы; далее на юго-восток, а потом на северо-восток до самой Великой Лавры прп. Афанасия расположены скиты. Дорога становится ещё труднее.

Предание

До наших дней чудом Божиим сохранился тот самый ладан, который был принесен Младенцу Христу в дар… Каспар, Мельхиор и Валтасар, принесли Ему, новорожденному, ценнейшие дары: золото — как царю, ладан — как Богу и смирну — как смертному. Всю Свою земную жизнь берегла эти драгоценности Пресвятая Богородица. И лишь незадолго до того, как оставить наш мир, Она передала их на хранение Иерусалимской церкви. В 400 г. император Аркадий совершил перенесение Даров в Византийскую столицу — Константинополь. На протяжении тысячи лет Дары волхвов были одной из главнейших святынь Византии. Но, когда Константинополь пал, они оказались в руках у Магомета II — турецкого султана. Его дочь, Мария, царевна сербская, — таков был Божий промысел — стала христианкой. В 1453 г. она тайно передала Дары в монастырь Святого Павла. Там они и находятся по сей день.

Именно в этой обители и именно из Даров волхвов, по преданию, впервые изготовили ладан, которые известен в православном мире как Афонский. В Дарах волхвов измельченный ладан и смирна были смешаны, из них скатали шарики величиной с маслину — и аромат их сохранился до наших дней. Дары волхвов находятся сейчас в монастыре, в драгоценном ларце, и по-прежнему благоухают.

Святая гора Афон Монастырь Святого Павла

В Мир Моря Солнца Вершин Олимпа!

«… не ищи Бога в кигах и менеях, его там нет, ищи его внутри себя…Сердце твое, возлюбленный, создано Богом для того одного, чтоб оно любило Его единого и служило ему обителью…»

Преподобный Никодим Святогорец

В Мир Моря Солнца Вершин Олимпа!

Gарантия Rоскошного Tура!

Один комментарий

Вы должнызалогиниться чтобы оставить комментарий.