Скит Илии Пророка на святой горе Афон

Святая гора Афон монастыри, скиты, кельи, причалы

Скит Илии Пророка на святой горе Афон

Историческое предание

Скит Илии Пророка — общежительный скит, приписан монастырю Пантократор и находится в 25 минутах ходьбы от монастыря.

Настоятелями скита были игумены: Варлаам, Ха­джи Афанасий, Парфений и Арх. о. Гавриил, которому скит так много обязан, Арх. о. Максим. В настоящее время настоятелем скита является архимандрит Иоаким, в скиту подвизаются 15 монахов.

Здесь русские паломники встретят радушный приём и могут остановится на ночлег. Небольшая братия очень гостеприимна.

В 1757 году монастырём Пантократор скит был предоставлен русскому подвижнику Паисию (будущему преп Паисию Величковскому) с 12 учениками. Вскоре вокруг него собралось много русских монахов. Со временем их число увеличилось до четырёх сотен и в 1892 году Константинопольский патриарх объявил о появлении нового общежительного скита.

Его насельники отличались своей любовью к Греции и не участвовали в распрях, охвативших Афон во второй половине XIX века. После удаления преп. Паисия с частью учеников в Молдавию скит стал приходить в упадок, но с 1835 года началось его возрождение. Выдающийся славянский просветитель Паисиеий Величковский (1722-1794 гг), знаменитый переводчик святоотеческих писаний с греческого языка на русский.

В ранней молодости инок Платон принял постриг и был наречен Паисием. Когда, спустя несколько лет, собралось вокруг смиренного Паисия целое братство, он испросил у греческого монастыря Пантократора необитаемую и ветхую келью, посвященную во имя Пророка Илии. Вскоре на месте этой кельи Паисий основал скит и провел там первые пять лет, заложив прочный фундамент для его дальнейшего процветания.

Когда скит восставал из развалин после турецких разорений и нуждался в помощи, туда явился замечательный человек, выдающийся ктитор и благодетель, — иеромонах Аникита, в миру князь Ширинский-Шахматов. Но полного процветания скит достиг лишь при старце Паисии втором.

Этот трудолюбивый настоятель перестроил весь скит и к 1850 году закончил большой план своих работ. Число иноков снова стало умножаться и вскоре опять уже недостовало помещений для вновь поступивших. И потому он воздвиг ещё один огромный корпус, в котором устроил две церкви. Жертвенные благодетели из России помогли скиту устроить величественный собор и в тоже время удовлетворить все потребности обители.

Всё это привело её в то цветущее состояние, которое она обрела на-кануне первой мировой войны, когда представляла собою огромную и благолепную общежи-тельную обитель… Предание гласит, что знаменитый подвижник и основатель Свято-Ильинского скита, великий старец Паисий был человеком, сеявшим вокруг себя семена христианской кротости, и необыкновенной доброты. его простодушная, искренняя лас-ковость согревала каждого, кто имел радость с ним встретиться…

Самым сильным воспоминанием паломников является память о церковных службах в этой благо-лепной и тихой обители. Всенощное бдение здесь, на Афоне отличается своею кроасотою и своеобразием. Под праздники служат всенощную, в прямом смысле этого слова — она длится всю ночь. Самая длинная служба, продолжается часов шестнадцать: великая вечерня начинается примерно в восемь вечера, а литургия кончается после полудня. Но это — в престольный праздник.

Обычная всенощная длится часов семь-восемь, то есть ночь — это время, когда монахи, как считается, должны бодрствовать. В церкви обычно есть стасидии — стоячие кресла, где можно стоять, упираясь в подлокотники, иногда можно присесть на сиденье. Один из монахов ходит и смотрит, не заснул ли кто. Задремавшего он тихонько постукивает по плечу: «Проснись, брат!»

На Афоне такая интенсивная молитвенная жизнь не проходит бесследно: если человек все время проводит в церкви, если он все время молится, ежедневно открывает помыслы, если он, даже не будучи хорошим, все время стремится быть таковым, — он не может не начать меняться к лучшему…

Служба начинается практически в полной темноте. Едва горят лишь лампадки перед ликами Христа и Богородицы в нижнем ярусе иконо-стаса и лампадка чтеца, свет от которой падает только на страницу открытой книги. Поют антифонно на два клироса и очень протяжно. Это неспешное, благоговейное внимание хора к словам канонарха,это ловимое сердцем и износимое из сердца, как хвала и молитва, повторяет пение их… Подобно пению, и чтение отличается точностью, правильностью и выразительностью.

Впечатление глубокое и неизглади-мое в душе оставляет это чудное пение и богослужение…

Когда в исторических справках читаешь, как обитель приходила в упадок или разорялась, отделённый временем ты не осознаёшь всей горечи такой утраты. Но когда ты являешься современником таких событий, то сожеление и печаль не может не коснуться твоего сердца.

Последние годы скит принадлежал Русской Зарубежной Церкви и в нём теплилась монашеская жизнь: всегда подвизалось около десяти монахов. Но, к сожалению, в 90-е годы иноки были изгнаны и лишены греческого гражданства за непоминание Вселенского Константинопольского Патриарха, а скит передан грекам. Так мы лишились ещё одной русской святыни на Афоне.

В настоящее время в ските выстроился новый большой соборный храм во имя Пророка Илии, на закладке которого от имени Е. И. В. В. К. Александры Петровны присутствовал адмирал Головачев. Кроме главных трех корпусов, построенных в форме буквы П. прочие постройки раскинуты, благодаря неу­добству окружающей местности в довольно живописном беспорядке. Скит обладает всевозможными своими мастерскими, в которых работают братья скита.

Имеются: больница, фотография, большая библиотека, паровая мельница и все, что нужно для большо­го хозяйства.
Скит имеет свои подворья в Константинополе, Одессе и Тагангоре. Много издает различных брошюр, листков и прочих духовно нравственных изданий.

Своего расцвета скит достиг при старце Паисии II к 1850 году. Этот трудолюбивый настоятель остроил скит, воздвиг еще один корпус, в котором устроил две церкви. Благодетели из России помогли скиту устроить величественный собор. В 1881 году завершилось строительство Соборного храма скита, посвященного Илие Пророку.

Среди святынь скита — великолепный артофор (поднос для освященного хлеба). Большой интерес представляет также позолоченный деревянный иконостас скита.

Географическое местоположение

Скит святого пророка Илии расположен на северо-восточном склоне Афонской горы, на холме весьма красивом и живописном, но пустынном. С трёх сторон этот скит окружён высокими горными склонами, покрытыми вечною зеленью лесов и кустарников. И только с восточной стороны он совершенно открыт, обнаруживая тем самым великолепный вид на море с лежащими вдали, на голубой глади вод, тёмными пятнами островов.

Старейший русский скит (существует около 160 лет) во имя св. Пророка Илии расположен в часе пути от Кареи, в глубокой котловине, окруженной с трех сторон горами.

Святыни

Особо почитаемые иконы:

Икона Богородицы Тихвинская

Список с известной иконы Тихвинской Богоматери, находится в левом киоте Соборного храма. Согласно преданию, 17 февраля 1876 года икона начала источать слезы. Русский царь Александр II, которому стало известно о чудодейственных свойствах иконы, взял ее на фронт Русско-турецкой войны.

Икона Богородицы Млекопитательница

Список с известной иконы, привезенной из монастыря Саввы Освященного святителем Саввой Сербским. Икона находится в храме Великомученика Димитрия.

Святыни

Часть Животворящего Креста Господня; левая стопа Апостола Андрея Первозванного; ризы Спасителя и Божьей Матери; частицы мощей Крестителя Господня Иоанна; апостолов: Матфея; Иакова Алфеева; Иакова брата Иоанна Богослова; первомученика Стефана; священномучеников: Игнатия Богоносца; Григория, епископа Великой Армении; Харлампия Модеста; Дионисия Ареопагита; Фоки; Ермолая; Анфима; мощи великомучеников: Феодора Стратилата; Феодора Тирона; Пантелеймона и Артемия; Варвары; Св. Иоанна Милостивого; Софрония, патриарха Иерусалимского; патриарха Цареградского Тарасия; пророка Иеремии; мучеников: Иакова Персиянина; Панкратия; Мины; Антипы; Хрисанфа; Каллиопия; Логгина; Евлампия; Агафангела; Андроника; Кирика; Димитрия и Георгия; частицы Сорока мучеников Севастийских; Анастасия Персиянина; Архидиакона Лаврентия; Акакия и Игнатия Афонских; мучениц: Параскевы; Фотинии; Иулитты.

Праздники

2/8 (20/7) Пророка Илии — престольный праздник,

26/12 Икона Богородицы Млекопитательница.

Храмы и часовни

Кроме Соборного храма в скиту есть также следующие храмы и часовни:

  • Святителя Митрофана Воронежского чудотворца
  • Святителя Николая
  • Богоотцев Иоакима м Анны
  • Великомученика Димитрия
  • Благовещения Пресвятой Богородицы

Дополнительная информация

Полезные услуги

[[[[],[]],[[]],"and"]]
1 Step 1
Вопросы и пожелания
ИмяКонтактное лицо
СообщениеТекст обращения
0 /
Previous
Next

Один комментарий

Вы должнызалогиниться чтобы оставить комментарий.