Скит Святой Анны на святой горе Афон

Святая гора Афон монастыри, скиты, кельи, причалы

Скит Святой Анны на святой горе Афон

Скит Святой Анны на святой горе Афон приписан Великой Лавре, находится в труднодоступной местности между Новым Скитом и Каракалом, где по широкому склону афонского хребта до самого моря спускаются террасами многочисленные каливы и келлии, утопающие в зелени оливковых, лимонных и апельсиновых рощ. Здесь возделывают злаковые культуры с крепкими темными зернами, которые на Святой Горе называют «слезы Панагии». Используются они для изготовления четок. Скит этот почитается первостепенным на Афоне в аскетическом отношении.

Скит святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы – древнейший (основан в XIV веке) и крупнейший на Святой Горе. Он известен строгостью своего устава (монахи не спят ночью перед причастием, не выезжают в мир в Великий пост, иеромонахи не служат за пределами Афона.), и тем, что отсюда вышел целый сонм новомучеников, пострадавших за Христа во время турецкого владычества.

Можно здесь помолиться и перед чудотворным образом родительницы Царицы Небесной, святая Анна имеет особую благодать предстательствовать за бесплодных супругов, страждущих младенцев. От мощей святой Анны и ее иконы проистекало и проистекает множество чудес, особенно связанных с исцелением от бесплодия.

Кириакон был построен стараниями Вселенского патриарха Дионисия III. В 1680 году Вселенский патриарх Дионисий III для нужд увеличившейся братии воздвиг большой храм, в котором была положена левая стопа святой Анны, принесенная некогда на Афон из Азии. Главная святыня скита – бережно сохраняемая стопа праведной Анны. Было замечено, что подобно другим мощам — руке святой равноапостольной Марии Магдалины и руке святой мученицы Марины, которые сохраняют температуру человеческого тела, — остается постоянно теплой и стопа святой Анны.

Кириакон в 1752 году был отреставрирован стараниями старца Филофея Пелопонесского, а в 1757 году расписан известными иконописцами Филофеем и Афанасием. Католикон был построен в 1754 г., расписан то же самое время, он посвящен Святой Анне. В 1774 году была возведена колокольня. Обитатели скита занимались резьбой по дереву, переплетным делом, переписыванием книг, изготовлением камилавок и четок, разводили скот.

Широко известно первостепенное, в аскетическом отношении, место Скита на Афоне. Монашеская жизнь в этих местах началась с XII-XIII века. Первый устав братства был утвержден вселенским патриархом Дионисием III в 1689 году. До XVII века скит назывался «Вулевтир», затем взял название Святой Анны от одноименного собора, основанного для хранения в нем нетленной стопы Св. Анны, перенесенной монахами из Азии в 1686 году.

В скиту подвизалось много прославленных Церковью подвижников и современных старцев. Например, архимандрит Херувим – автор книг «Из удела божией Матери» и «Афонские Подвижники». Он основал недалеко от Афин знаменитую обитель Параклита, следующую афонскому уставу и ставшую одним из наиболее известных монастырей на Балканах. Ученики архимандрита Херувима основали ещё несколько обителей в разных частях Греции.

Из скита вышли 7 преподобных: Геронтий (XIV в.), Нифонт Афонский (XIV в.), Герасим Новый Кефалонский († 1579), Дионисий Ритор († 1605), Митрофан (XVII в.), Софроний (ХХ в.) и Савва († 1948) и 9 преподобномучеников: Макарий Киосский († 6 окт. 1590), Никодим Албанский († 11 июля 1722), Косма Агиананит († 3 дек. 1760), Лука Адрианопольский, или Митилинский († 23 марта 1802), Иларион († 20 сент. 1804), Никита († 4 апр. 1808), Нектарий († 11 июля 1820), Давид († 26 июня 1813). Здесь готовился к мученичеству Павел Панайотис Пелопоннесский, постриженик В. Л. († 22 мая 1818).

В XX в. в скиту подвизались старцы Елевферий († 1933), Андрей Постник († 1934), Никандр († 1938), Леонтий Исповедник († 1938), Харалампий († 1945), Феодосий († 1950), Иоаким († 1950), Гавриил (Картонас) († 1956), Никодим Киприот († 1960). Один из отцов скита иером. Савва Новый, скончавшийся на о-ве Калимнос (1862 — 25 марта 1948), был причислен к лику святых в 1987 г.

В алтаре кириакона покоятся мощи Патриарха Константинопольского Кирилла V (1748-1757), скончавшегося в келлии св. Апостолов, а также частицы мощей прмч. Нектария Нового (часть главы), новомучеников Игнатия, Евфимия и Акакия (из Иверского скита), вмч. Пантелеимона, вмч. Димитрия, сщмч. Харалампия, бессребреников Космы и Дамиана, вмч. Меркурия и др.

В библиотеке кириакона хранится 250 рукописей (из них 3 пергаменные), каталогизированные мон. Герасимом Микраяннанитом.

Все эти святыни, с благоговением хранятся в соборном храме, находящемся на высоте 300 метров, в то время как самая высокая калива находится на высоте 450 метров над уровнем моря. Именно сюда, по высоким скалам и горным тропам, поднимаются мулы, везя на своих спинах смолы и ароматические вещества для изготовления афонского ладана, который, как и в старые времена, изготовляется с молитвой и благоговением.

Именно старцы Большого скита св. Анны учили монахов Ватопедского монастыря сложнейшему процессу варки ладана. Будучи носителями высоко-духовного образа жизни, они не смогли подобно братии Ватопеда, коммерциализироваться и вывести свой ладан на мировой рынок. Одним из отличий ладана Скита от ладана Ватопеда, является ручной процесс изготовления в тишине и молитве.

В настоящее время здесь находится 58 келлий (51 из них имеет свой храм), из которых заселены только 35, в них живут 78 монахов.

Монашеская жизнь в этих местах началась с XII-XIII века. Первый устав братства был утвержден вселенским патриархом Дионисием III в 1689 году. До XVII века скит назывался «Вулевтир», затем взял название Святой Анны от одноименного собора, основанного для хранения в нем нетленной стопы Св. Анны, перенесенной монахами из Азии в 1686 году.

Соборный храм находится на высоте 300 метров, в то время как самая высокая калива находится на высоте 450 метров над уровнем моря.

На расстоянии получаса ходьбы от Большого Скита Св. Анны монахи основали Малый Скит, где, словно ласточкины гнезда на крутой скале, выстроены кельи с плоскими крышами.

Скиту принадлежит также калива Картсонеев с величественным храмом Святого Георгия. Он был построен по плану известного Павла Милона, который посвятил большую часть своей жизни храмостроительству на Святой Горе. Братство было основано иеромонахом Гавриилом (1876-1956 гг).

В каливе Святого Элевферия, также принадлежащей скиту, в XIV веке подвизались преподобные Нифон Афонский и Геронтий. По молитве преподобного Геронтия высоко в горах появился святой источник.

После того, как монахи стали использовать воду для стирки одежды и поливки сада, преподобному было видение, в котором Богородица указала, что вода в источнике была дана им для других целей. Источник иссяк, но по молитвам преподобного пробился вновь, дальше и выше прежнего, чтобы монахи научились пользоваться малым, как им велела Богородица. Этот новый источник считается святым и в нем всегда ровно столько воды, сколько нужно общине.

Историческая справка

По преданию, скит был основан в XIV в. прп. Геронтием, последним игум. мон-ря Вулевтирии (Πλακογιαννάκης. Σ. 65). Древнейшие упоминания о ските относятся к 70-м гг. XIV в. В одной из рукописей В. Л. говорится о том, что «в 1575 году пришел в наше собрание отец кир Феодосий серб, и мы дали ему келлию в Святой Анне» (цит. по: Εὐλόγιος (Κουρίλας), γέρων. ̀ρδβλθυοτεΑθως. Σ. 522). 25 окт. 1666 г. Матфей, духовник валашского господаря Шербана Кантакузино (1678-1688) и ктитор келлии вмч. Георгия в Провате, подарил скиту святыню — левую ногу прав. Анны, матери Пресв. Богородицы. В 1680 г. был построен кириакон в честь св. Анны (перестраивался в 1754 и 1804) на средства К-польского Патриарха Дионисия III Вардалиса, к-рый в то время жил на покое в В. Л. В 1689 г. К-польский Патриарх Дионисий IV утвердил устав скита. В 1728 г. были сооружены нартекс и трапезная.

В 1729 г. на средства митр. Артского и Навпактского Неофита, жившего в В. Л., построен храм-усыпальница во имя Живоносного Источника. В 1757 г. кириакон был расписан художниками из Эпира Константином и Афанасием в манере критской школы. В 1784 г. построена колокольня. В 1843 г. некоторые монахи предприняли попытку отделиться от Великой Лавры, доказывая, что скит всегда именовался Синайским. Смута прекратилась после вмешательства К-польского Патриарха Анфима VI, как видно из его послания (окт. 1847), хотя разногласия между скитом и Великой Лавры продолжались вплоть до нач. XX в. (Μαμαλάκης. Σ. 507-514). В начале XX в. в скиту жили 300 монахов.

Географическое положение

Большой Скит Святой Анны приписан Великой Лавре, находится в труднодоступной местности между Новым Скитом и Карулей, где по широкому склону афонского хребта до самого моря спускаются террасами многочисленные каливы и кельи, утопающие в зелени оливковых, лимонных и апельсиновых рощ. Здесь возделывают злаковые культуры с крепкими темными зернами, которые на Святой Горе называют «слезы Панагии». Монахи собирают их и используют для изготовления четок.

Скит Святой Анны (греч. Σκήτη ῾Αγίας ̀ρδβλθυοτεΑννης), особножительный, самый большой и древний на Афоне, находится на склоне зап. отрогов горы Афон, за Новым Скитом и недалеко от Пустыни. Келлии располагаются на высотах от 450 м и ниже, кириакон (скит-ский соборный храм) — на высоте 300 м. Ранее в этой местности, именовавшейся Вулевтирии, находился мон-рь в честь Божией Матери или сщмч. Елевферия, основанный ок. 1007 г. Евстратием, 2-м игум. В. Л. Описание Вулевтирий и одноименного мон-ря сохранилось в истории эсфигменского игумена Феодорита (опубл.: Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие. С. 469-470).

Транспорт

До скита св. Анны можно добраться двумя способами: либо за полтора-два часа дойти пешком из монастыря св. Павла по горной тропе, которая то углубляется в субтропические заросли, то петляет над стометровой пропастью, либо доплыть на катере до пристани св. Анны, а уже оттуда подниматься по довольно крутой дорожке к самому скиту, расположенному на высоте более 300 м над уровнем моря. Хотя с поклажей это и нелегко, но мы рекомендуем именно второй путь: тут вы никогда не заблудитесь, хотя в этой части Афона вообще-то сбиться с пути довольно легко.

Святыни

Святыни

В Соборном храме находятся мощи следующих святых: часть ноги Св. Анны; частицы мощей мучеников Игнатия, Евфимия и Акакия; Св. бессребреников Косьмы и Дамиана; мученика Харлампия; великомученика Димитрия и часть главы мученика Нектария.

Было замечено, что, подобно некоторым другим мощам — руке Святой равноапостольной Марии Магдалины и руке Святой мученицы Марины, которые сохраняют температуру человеческого тела, — стопа Святой Анны остается постоянно теплой. От мощей Святой Анны проистекало и проистекает множество чудес, особенно связанных с исцелением от бесплодия.

При молитвенном обращении к праведной Анне с глубокой верой и покаянием, многие бездетные семьи получили исцеление от недуга бесплодия. В скит приходит множество благодарственных писем от родителей, которые обрели возможность иметь детей благодаря заступничеству этой Святой. Насельники скита Святой Анны бережно хранят эти письма и присланные им фотографии новорожденных, и непрестанно благодарят Бога за сотворенные Им чудеса.

Праздники

22/9 (9/9) Собор Иоакима и Анны,

22/12 (9/12) Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы,

22/7 (9/7) Преподобный Митрофан,

Предание

Однажды, по молитве преподобного Геронтия — старца известного своей праведной жизнью, высоко в горах появился святой источник. После того, как монахи стали использовать воду для стирки одежды и поливки сада, преподобному было видение, в котором Богородица указала, что вода в источнике была дана им для других целей.

Источник иссяк, но по молитвам преподобного пробился вновь, дальше и выше прежнего, чтобы монахи научились пользоваться малым, как им велела Богородица. Этот новый источник считается святым и в нем всегда ровно столько воды, сколько нужно общине, которая, в настоящее время, состоит из 51 каливы, в 35 из которых поддерживается монашеская жизнь.

Дополнительная информация

Полезные услуги

2 комментария

Вы должнызалогиниться чтобы оставить комментарий.