Скит Святой Троицы Кавсокаливия на святой горе Афон

Святая гора Афон монастыри, скиты, кельи, причалы

Скит Святой Троицы Кавсокаливия на святой горе Афон

Скит Святой Троицы Кавсокаливия — название «Кавсокаливия» (оно переводится как «поджигатель хижин») скит получил от имени преподобного Максима Кавсокаливита, который строил себе хижины на этих скалах. Его любовь к уединению была так велика, что всякий раз, когда он видел, что какой-нибудь еще инок собирается обосноваться недалеко от него, он сжигал свой домик, поднимался выше в гору и строил там себе новый. Главный храм скита — Кириакон, посвященный Святой Троице.

После 1922 г. братство скита Скит Святой Троицы Кавсокаливия значительно пополнилось греками-переселенцами из Малой Азии. В 1924 г. после перехода Константинопольской Патриархии на новый стиль многие монахи скита отделились от нее, в настоящее время число зилотов уменьшилось.

Историческое предание

Название («сожженные хижины») происходит от имени основателя — прп. Максима Кавсокаливита († 13 янв. 1365), к-рый всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись другие монахи, сжигал ее, поднимаясь все выше в горы. Около пещеры прп. Максима возникло монашеское поселение, его центром был храм Преображения Господня, располагавшийся выше к северо-западу от нынешнего скита (в наст. время представляет собой развалины). Вероятно, здесь произошла встреча прп. Григория Синаита с прп. Максимом. Первым биографом прп. Максима стал его сподвижник прп. Нифонт Кавсокаливит († 14 июня 1411), ученик преподобных Нила Эрихиотиса и Феогноста Кавсокаливита, известный своей подвижнической и созерцательной жизнью.

В конце XVII — начало XVIII в. монашеская жизнь в Кавсокаливиях была возобновлена прп. Акакием Новым Кавсокаливитом († 12 апр. 1730). 20 лет (с 1660) он подвизался в окрестностях храма Преображения, затем ниже по склону горы основал кириакон скита в честь Св. Троицы на месте, где в наст. время находится кладбищенский храм. По молитвам прп. Акакия был изведен источник, существующий до сих пор. Неофит, проигум. Великой Лавры, назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником) и вручил ему жезл, но тот по своему смирению никогда не носил его. Последние годы своей жизни проигум. Неофит († 26 дек. 1732) провел в Кавсокаливиях, исполняя при прп. Акакии обязанности дикея и заботясь о благоустройстве скита. В 1745 г. благодаря стараниям иером. Ионы († 1765), автора жития и службы прп. Акакию, был воздвигнут новый кириакон в честь Св. Троицы, расписанный в 1776 г. мон. Митрофаном.

В мае 1746 г. лаврский игум. Исаия официально признал скит и утвердил его внутренний устав, регламентировавший отношения скита с В. Л. В 1759 г. было завершено строительство Успенского храма в пещере, где подвизался прп. Акакий. В 1790 г. вместе со мн. афонскими обителями скит пострадал от землетрясения. В 1804 г. к кириакону был пристроен экзонартекс (расписан в 1820), в 1897-1898 гг. на пожертвование Константинопольского Патриарха Иоакима III воздвигнута колокольня.

Известные личности, связанные с скитом

Ученики прп. Акакия, подвизавшиеся в скиту, впоследствии пострадали за исповедание православной веры: преподобномученики Роман († 5 янв. 1694), Никодим Албанский († 11 июля 1722), Пахомий Россиянин († 21 мая 1730). Нмч. Константин Агарянин, крещенный в Кавсокаливийском скиту, был повешен турками в Константинополе († 2 июня 1819).

В скиту жили ученые монахи: гимнограф Рафаил Акарнанский, юрист и полиглот Феоклит Карадзас († 1777), переводчик флотоводца графа А. Г. Орлова и автор неизданного Номоканона, хранящегося в б-ке мон-ря Ксенофонт под № 797 (1767), прп. Неофит Кавсокаливит († 1784), сторонник движения колливадов и писатель (в т. ч. автор трактата «О постоянном причащении» и перевода слов прп. Симеона Нового Богослова на народный греческий язык). В скиту в юные годы подвизался старец Порфирий (Байрактайрис) († 1991), дальнейшее служение к-рого проходило в Афинской Поликлинике.

Географическое местоположение

Кавсокаливия (греч. τὰ Καυσοκαλύβια), располагается на самом юге Афонского полуострова, на высоте 120 м над уровнем моря. Скит под названием Кавсокаливия состоит из сорока калив (домик в скиту, в котором живет один или несколько монахов) и находится за местечком Эремос, в направлении Великой Лавры. Среди густой листвы олив и фруктовых деревьев, белеют во тьме кельи с крестами на домовых церквах.

Справка: Территория, называемая Эремос, покрывает нижние участки склона Горы Афон за скитом Праведной Анны. Здесь Расположены следующие келии: Керасия, Святителя Василия, Катонакия и Каруля. Последняя (Каруля) внушает паломнику необычайное благоговение. Местность здесь дикая, кельи стоят на голой скале, по которой крайне трудно до них добраться. Здешние монахи-отшельники ведут строго аскетический образ жизни и проводят время в основном в молитве.

Монастырская трапеза

Картошка на Афоне, надо сказать, — деликатес. Здесь она практически не растет, и привозят ее из Голландии в ящиках из-под фруктов. Каждая картофелина, словно персик, завернута в белую хрустящую бумагу. Все они — одинаковой вытянутой формы, с гладкой чистой кожицей красноватого цвета. Обычное же питание здешних монахов — бобы и фасоль с маслинами и хлебом. В воскресные дни, даже Великим постом, в утешение братьям подают головоногих моллюсков. Кальмары — это не мясо и не рыба. Местный устав позволяет их вкушать «труда ради бденного». Но самый постный изыск, конечно, — молодой осьминог. Прежде чем его приготовить, беднягу долго, ухватив за щупальца, колотят о камни. Пока из него не выйдут все чернила.

Едят на святой горе, опустив глаза, и слушают чтеца, который с особой кафедры или балкончика читает житие или поучения святых отцов. На воскресной и праздничной трапезе на стол выставляют небольшие графинчики с белым и красным домашним вином. Некоторые разбавляют вино водой, а другие пьют только воду. Чай в греческих монастырях практически не употребляют. После обеда настоятель монастыря с посохом в левой руке становится у открытой двери трапезной. Его правая рука поднята в именословном 12 перстосложении. Братья друг за другом выходят из трапезной, преклонив голову под его благословляющую десницу…

Святыни

Праздники

Пятидесятница — престольный праздник,

26/1 (13/1) Преподобный Максим Кавсокаливский.

Храмы и часовни

Кроме Соборного храма в скиту есть также следующие храмы и часовни:

1) Великомученика Георгия (принадлежит иконописной мастерской братства),

2) Апостола Иоанна Богослова (при одноименной каливе),

3) Святителя Мефодия Константинопольского.

Дополнительная информация

Полезные услуги

[[[[],[]],[[]],"and"]]
1 Step 1
Вопросы и пожелания
ИмяКонтактное лицо
СообщениеТекст обращения
0 /
Previous
Next

Вы должнызалогиниться чтобы оставить комментарий.