Ватопедский монастырь

Святая гора Афон монастыри, скиты, кельи, причалы

Ватопедский монастырь

Престольный праздник — 25 марта (7 апреля) — Благовещение Пресвятой Богородицы.

Тел. (30-23770) 23219 (звонки принимаются с 10.00 до 16.00) Факс (30-23770) 23781.

Игумен: архимандрит Ефрем

В настоящее время Ватопедский монастырь насчитывает в целом около 170 монахов, которые проживают в самом монастыре и его экзартимах.

Ватопе́дский монасты́рь или Ватопе́д (греч. Βατοπέδι или Βατοπαίδι) — православный греческий мужской монастырь на Святой Горе Афон в Греции, второй в иерархии афонских монастырей, один из самых древних, богатых и обширных. Находится на северо-восточном побережье полуострова Афон, между монастырями Эсфигмен и Пантократор.

Большую роль обитель сыграла в просвещении и духовном возрождении Балкан во времена Турецкого владычества. По инициативе игумена Ватопеда Мелетия в 1748 году была создана Афонская академия, вскоре ставшая ведущим учебным заведением на Балканах. Среди её учеников и преподавателей многие способствовали возрождению Православия в этом регионе и сыграли ключевую роль в истории своих народов. С Афониадой связаны имена святых: Никодима Святогорца, Макария Коринфского, Космы Этолийского, Афанасия Паросского. Сегодня развалины старого здания Академии можно видеть недалеко от Ватопедского монастыря. Афониада существует и поныне.

Сейчас это интернат для мальчиков, располагающийся на территории Андреевского скита. Святой общиной г.Кариеса на месте Кутлумушской кельи Предтечи, где и продолжает работать по сегодняшний день, поддерживаемая Святой общиной Кариеса. Штат Школы финансируется Министерством образования Греции.

Нынешние строения большого монастыря начинаются хронологически с его основания и относятся к различным периодам. Последнее обстоятельство объясняется целым рядом восстановительных работ, проводившихся с целью ликвидации повреждений, причиненных пиратскими набегами и разрушительными пожарами, а также расширением монастыря в связи с необходимостью удовлетворения его новых потребностей и, как правило, значительным числом ватопедских монахов.

Монастырские строения образуют в плане многоугольник и носят чисто фортификационный характер. Расположены они вокруг огромного мощенного плитами двора, северная сторона которого, длиной около200 м, идет параллельно морю.

Историческое предание

По преданию монастырь в его нынешнем виде создан около 972—985 годов тремя богатыми и знатными людьми: Афанасием, Николаем и Антонием. Они приняли монашество и стали учениками преподобного Афанасия Афонского, который отправил их жить на то место где сейчас стоит Ватопед. Согласно сохранившимся рукописным источникам обитель была построена в X веке на развалинах древнего монастыря. По устным преданиям первостроителем Ватопеда был в первой половине IV века святой равноапостольный Константин Великий, но в том же столетии монастырь был разорён богоотступником Юлианом. В конце того же века обитель была восстановлена византийским императором Феодосием Великим как благодарение Богу за спасение от потопления его сына Аркадия; Первым известным игуменом обители стал ученик преподобного Афанасия Афонского, монах Николай. Вместе со сменившими его Афанасием и Антонием он почитается как ктитор Ватопеда.

Время основания монастыря и происхождение его названия до сих пор занимают исследователей. Согласно традиции, монастырь был основан в конце IV века императором Феодосием I в благодарность Богородице за спасение сына императора, который, будучи еще малолетним (paidion), путешествовал по морю, потерпел кораблекрушение у берегов Афона и был чудесным образом вынесен на берег к кусту (vatos), почему монастырь и получил название Vato-paidion. Однако более достоверным представляется название Vato-pedion, которое можно связывать с наличием множества кустов на простирающейся перед монастырем равнинной местности (pedion).

В ранних документах монастырь имеет названия «Ватопедская Лавра» или «Большой Ватопедский монастырь». Хронологически основание монастыря следует относить ко второй половине Х века и связывать с именами трех монахов из Адрианополя – Афанасия, Николая и Антония, которые прибыли на Афон во времена Святого Афанасия, чтобы жить монахами вблизи него. Однако Святой Афанасий вскоре отправил их в район Ватопедского монастыря, где, как представляется, значительно ранее уже пребывали отшельники и, возможно, находилось несколько келий, объединив которые, три мужа и основали монастырь.

В Первом Уставе Святой Горы (972 г.) Ватопедский монастырь совсем не упоминается, однако в одном из актов прота Фомы, составленном в 985 году, имеется подпись настоятеля Николая. Следовательно, можно со значительной степенью вероятности предполагать, что основание монастыря в его известном в настоящее время виде относится к 972-985 годам.

Позднее, менее столетия спустя, согласно Второму Уставу Святой Горы (1046) монастырь занимает уже второе место в иерархии монастырей, что сохраняется до настоящего времени. Он становится многолюдным, экономически независимым и, кроме всего прочего, получает право посылать своего настоятеля с четырьмя помощниками в Карею. Впоследствии значительную поддержку монастырю оказывали императоры Комнины, о чем свидетельствует и хрисовул Мануила I.

В конце XII века сюда прибыли и жили здесь монахами сербы Симеон и Савва, которые создали и новые пристройки. Этим двум монахам монастырь выделил Хиландарскую келью в местности Милея, которую они расширили и превратили вскоре в независимый монастырь. Таким образом оба монастыря связаны между собой своеобразными родственными узами, что продолжается до настоящего времени и получило в частности выражение в следующем обычае: ежегодно хиландарские монахи приходят на праздники в Ватопедский монастырь, а ватопедские – в Хиландарский.

Монастырь, который начал приходить в упадок после разрушительных набегов пиратов, униатов и особенно каталанцев, получил очень значительную поддержку со стороны императоров Палеологов, особенно Андроника II, который выдал сохранившийся до сих пор хрисовул (1292), целого ряда сербских правителей, а также доместика Димитрия Палеолога. В этот же период в монастыре жили многие выдающиеся деятели культуры – такие, как Григорий Палама, впоследствии архиепископ Салоникский, Максим Грек (Триволис), сыгравший значительную роль в истории русской культуры, патриарх Геннадий, после отречения от вселенского престола, и др.

Однако годы благоденствия для Ватопедского монастыря постепенно миновали и наступили очень тяжелые времена. Максим Грек называет его лаврой и сообщает, что в его дни здесь вели полуобщежительный образ жизни. Таким образом, здесь, как и в других афонских монастырях, около 1541 года начинает утверждаться идноритмический образ жизни. Однако в 1541 году, благодаря действиям Александрийского патриарха Сильвестра, монастырь вновь становится общежительным, а затем опять идиоритмическим вплоть до 1989 года, когда он снова становится общежительным.

В XVII веке, вследствие установленных турецкими властями тяжелых податей, с целью преодоления целого ряда материальных трудностей, в частности содержания монахов, которых насчитывалось тогда около 300, Ватопедский монастырь был вынужден продать многие свои земельные владения. В преодолении этих трудностей значительную помощь монастырю оказали русские цари, а также правители придунайских княжеств, однако этой помощи хватало лишь на незначительное время.

Улучшить положение удалось только в следующем, XVIII веке, что видно, в частности, по действию существовавшей за счет средств Ватопедских монахов Афонской церковной школы, которая располагалась в отдельном здании напротив монастыря. Кроме того, сам монастырь был отстроен и стал занимать более значительную площадь в результате пристройки новых сооружений, что стало возможно благодаря пожертвованиям Константинопольского патриарха Киприана и Александрийского Герасима, многих монахов, а также других, зачастую анонимных лиц из пребывающих под чужеземным владычеством греков.

Постройки

Нынешние строения большого монастыря начинаются хронологически с его основания и относятся к различным периодам. Последнее обстоятельство объясняется целым рядом восстановительных работ, проводившихся с целью ликвидации повреждений, причиненных пиратскими набегами и разрушительными пожарами, а также расширением монастыря в связи с необходимостью удовлетворения его новых потребностей и, как правило, значительным числом ватопедских монахов. Монастырские строения образуют в плане многоугольник и носят чисто фортификационный характер. Расположены они вокруг огромного мощенного плитами двора, северная сторона которого, длиной около200 м, идет параллельно морю.

Главный собор монастыря (X век) освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому престольный праздник монастыря 25 марта по юлианскому календарю (7 апреля по новому стилю). Кроме соборного храма в обители еще шестнадцать параклисов (небольших церквей). В 1743—1759 годах здесь существовала знаменитая Афонская академия. Соборный храм, один из самых обширных на Афоне, построен в Х веке, посвящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В нем сохранились фрески XIV века, а также несколько мозаик. По обеим сторонам притворов два придела; по праву сторону — святителя Николая Чудотворца, по левую — св. великомученика Димитрия Солунского; над последним приделом находится еще небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый «Отрады» или «Утешения».

Планировка его – византийского афонского типа, который мы уже встречали в соборе Лавры. Более поздний открытый двухэтажный наружный нартекс храма был пристроен в 1426 году, а звонница появилась на год позже. Нынешний резной деревянный иконостас был создан в 1788 году, однако в часовне Святого Николая сохранился фрагмент раннего низкого иконостаса из мрамора, относящийся к византийской эпохе.

Согласно надписям, фресками монастырь был расписан в XIV веке, в годы императора Андроника II и иеромонаха Арсения. Однако оригинальные фрески оказались покрыты более поздними росписями (1739 и 1819), несколько снизившими их первоначальное значение. Тем не менее под невыразительными красками позднейших росписей можно разглядеть черты представителей Македонской династии императоров, в особенности в сценах Тайней Вечери, Поцелуя Иуды, Страстей Христовых и др. Более поздние фрески наружного нартекса были созданы, естественно, после его постройки и тоже оказались покрыты новыми росписями в 1819 году. Мраморный иконостас (972–985) скрыт за деревянным иконостасом XVIII века. Некоторые его части были использованы в других монастырских постройках.

Храм сохранил также ряд значительных мозаик византийской эпохи, уникальных в своем роде на Афоне. Они представляют сцены Благовещения Богородицы (над кaпитeлями двух восточных колонн собственно храма), Моление (на тимпане входа литийного притвора) и еще раз Благовещения (под ним), а также более позднее изображение Святого Николая на притолоке входа в одноименную часовню. Наконец, следует упомянуть замечательный мраморный настил пола собора.

Кроме этого центрального храма, монастырь располагает целым рядом часовен, пять из которых (Святого Николая и Святого Димитрия справа и слева от литийного притвора, Богородицы Отрады или Утешения) приблизительно над второй, Архангельской и Троицкой (справа и слева от катехуменов) оказались встроены в собор. Третья из них, в которой происходит и пострижение монахов, была построена в 1678 году и расписана фресками на средства Григория, епископа Лаодикейского, а затем повторно расписана в 1846 году. За пределами храма, во дворе монастыря стоят две часовни – Святого Пояса, получившая такое название от Честного Пояса Богородицы, который хранится в настоящее время в Святом Алтаре собора и Святых Бессребреников. Эти часовни, как и упомянутые выше, расписаны фресками.

Близ стоящих рядами келий есть еще 12 часовен, из которых расписана фресками только одна – Святого Андрея. Наконец, за пределами монастыря находится и ряд других часовен, в том числе Святых Апостолов на кладбище (более поздняя, расписанная фресками), Всех Святых на винограднике (развалины), Святого Модеста, Святого Николая и другие часовни в монастырских экзартимах. Снаружи у главного входа собора, у его фасада находится фиал водосвятия, а напротив него – монастырская трапезная, построенная в XII веке в годы правления императора Алексея и расписанная фресками значительно позднее – в 1786 году.

Кроме соборного храма в обители ещё девятнадцать параклисов; по местному обычаю в будние дни после совместно отслуженной утрени братия расходится на литургию по параклисам. Особенное внимание стоит обратить на храм Святых бессребреников. Согласно монастырскому преданию он был построен святителем Саввой Сербским. В этом параклисе сохранилась древнейшая в мире фреска с изображением святителя Григория Паламы (ок. 1400 г.). В Ватопеде самая высокая и древняя на Святой Горе колокольня, датируемая 1427 годом. Интересно, что Ватопед первым из Афонских монастырей ещё в 1914 году построил собственную электростанцию. В трапезной паломникам стоит обратить внимание на мраморные столы, по преданию происходящие из Студийского монастыря в Константинополе.

Святыни

В монастыре находятся чудотворные иконы Божией Матери: «Закланная», «Провозвестительница», «Ктиторская», «Отрады» или «Утешения», «Елеоточивая» и чудотворная икона Божией Матери над вратами. Бесценная святыня Ватопеда — частица пояса Богородицы. Части животворящего Креста Господня.

Губка и часть хламиды Христа. Частицы мощей: Григория Богослова, Андрея Критского, апостола Варфоломея, великомучеников Феодора Стратилата, Параскевы, Кирика, Сергия, Вакха, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеймона, Трифона, Иоанна Милостивого, архидиакона Стефана, великомученика Димитрия Солунского. Кроме Соборного храма имеются шестнадцать параклисов (малых церквей).

Ватопедский монастырь очень богат регалиями, располагая одной из наиболее интересных ризниц на Афоне. Здесь хранятся многие, в том числе редкостные, регалии, ценные переносные иконы (в том числе Распятия и Святой Анны, мозаичные, икона Святого Георгия из ахата), шитые золотом священные ризы, церковная утварь, рукописные Евангелия и множество других редкостных предметов. В Свитом Алтаре собора хранятся части Животворящего Древа Креста Господня и реликвии ряда святых, составляющие диптих иконки Христа и Богородицы, известные как «нинии Феодоры», часть тростника, на котором Христу поднесли губку с уксусом во время Распятия и др.

Кроме того, на нижнем этаже высокой башни хранится много произведений искусства, в том числе полихромная чаша из яшмы – дар Мануила Палеолога. Здесь же хранится монастырский архив, включающий очень ценные хрисовулы, керовулы и другие документы, освещающие историю монастыря и датируемые, главным образом, XIV веком, хотя значительная часть старого архива была уничтожена, возможно, каталанскими пиратами.

Упомянутый выше Пояс Богородицы находился первоначально во Влахернском монастыре Константинополя, а затем в храме святой Софии, откуда его взял сербский краль Лазарь I и подарил затем Ватопедскому монастырю. Наконец, в различных частях монастыря хранятся переносные иконы, среди которых выделяются иконы Богородицы с характерными эпитетами – Отрада (или Утешение), Провозвестительница, Закланная, Елеоточивая, Ктиторская (или Алтарная) и др.

Библиотека

Библиотека Ватопедского монастыря богата как рукописями, так и печатными книгами. Количество первых превышает 2000, из которых 625 и 25 свитков в монастырском архиве написаны на пергаменте. Из них особо выделяется ряд иллюстрированных рукописей (№№ 602, 609, 655, 1199 и др.) с очень ценными миниатюрами и другими украшениями. Число печатных книг превосходит 25000, среди которых много старых и ценных изданий. Временно библиотека располагается в башне в северо-восточном углу монастыря. Однако для нее, а также для ризницы, которая располагается в отдельном здании рядом с трапезной, приготовлены новые помещения на реконструированной в последнее время северной стороне, куда в ближайшем будущем будут перенесены обе эти части.

В библиотеке монастыря хранится: 1700 рукописей, 600 Кодексов на пергаменте, 25 пергаментных свитков и более 10 000 печатных изданий. Среди рукописей и знаменитая «География», со знаменитыми картами известного греческого астронома и географа Клавдия Птолемея, издание датируется XI веком, книга написанна на пергаменте — длина страницы 37 см, ширина — 25 см. Книга состоит из 66 страниц с текстом и 42 страниц с цветными картами.

Сонм просиявших Святых

Главное сокровище Ватопеда – это сонм, просиявших в нём Святых. В Ватопеде подвизались: преподобный Максим Грек и возродитель монашества на Крите иеромонах Лаврентий Дзангаролос. Также почитаются: первостроители обители, св. Симеон Сербский и мученики, от латин пострадавшие.

В Ватопеде подвизались преподобные: Савва Виматарис, Геннадий Дохиар (Богородица наполнила ему пустой сосуд маслом), Геннадий, игумен Ватопедский, Савва, Христа ради юродивый, Неофит (Богородица открыла ему дату блаженной кончины), Никодим (старец свт. Григория Паламы), послушники Агапий и Никодим. Всего в монастыре жило шестьдесят шесть прославленных Церковью подвижников. Память собора Ватопедских Святых ежегодно торжественно празднуется 10 (23) июля.

Праздники

7/4 (25/3) Благовещение — престольный праздник в монастырском соборе,

17/1 (4/1) Преподобный Евфимий,

23/7 (10/7) Собор Ватопедских Святых,

13/9 (31/8) Честный пояс Богородицы,

5/10 (18/10) Преподобный Евдоким,

Вторник Светлой Седмицы — литания (крестный ход) с иконой Богородицы Ктиторской.

Скиты принадлежащие монастырю

Ватопедскому монастырю принадлежит греческий скит Святого Димитрия, который находится примерно в получасе ходьбы к юго-западу, в направлении к горе, на том месте, где когда-то в старину находился монастырь Халкея. Это идиоритмический скит с очень незначительным числом монахов (3 или 4). Скит насчитывает 21 каливу, большинство из которых в настоящее время закрыты. Церковь (kyriakon) скита была расписана фресками в 1755, а построенный позднее (1796) наружный нартекс – в 1806 году. Скит также располагает библиотекой с 73 рукописями, а в последнее время в монастырь было перенесено около 200 печатных книг.

Этому же монастырю принадлежит русский скит Святого Андрея, «Серай», близ Кареи, где ранее находился монастырь Ксистра. Это была еще келья, посвященная Святому Антонию, когда здесь обосновались Константинопольские патриархи Афанасий III и Серафим II. Они реконструировали келью (1763) и дали ей нынешнее название. В 1842 году Ватопедский монастырь передал келью Виссариону и другим русским монахам, которые после многих стараний преобразовали келью в скит. Это преобразование подтвердил своим сигиллом в 1849 году патриарх Анфимий IV. Сразу же после этого скит получил развитие, благодаря строительству больших и впечатляющих зданий, составивших в плане прямоугольник (1857-1900). В настоящее время скит покинут монахами, и только в одном из его крыльев располагается нынешняя Афонская школа. Богатая церковь (kyriakon) скита, которая сооружалась с некоторыми перерывами в течение целых двадцати лет (1867-1900), стоит в неприкосновенности и считается самым большим храмом на Афоне и одним из наиболее величественных храмов на Востоке. Кроме храма, скит располагает также рядом часовен, из которых часовня Святого Антония. бывшая ранее также главной церковью (kyriakon), расписана фресками в 1766 году.

Наконец, монастырю принадлежат 27 келий – 22 в поселке Колицос и его окрестностях (из них обитаемы не все), а также к западу от монастыря, и 5 в Карее, одна из которых, Успенская, является представительством монастыря. Кроме того, монастырю принадлежат 10 калив (все покинутые) в Каламици и несколько подворий за пределами Афона – в Порто-Лаго. на Самосе и др.

Помимо земель и построек на горе Афон, монастырю принадлежит также Андреевское подворье в Стамбуле, ранее принадлежавшее русскому Свято-Андреевскому скиту. Кроме того в собственности монастыря находится порядка 150 тыс. гектаров земли в континентальной Греции, в том числе переданное в 890 году в дар монастырю озеро Вистонида. Право собственности на озеро с 1920-х годов оспаривает греческое государство.

Географическое местоположение

Ватопед — греческий монастырь, расположен в небольшой бухте на северо-восточном берегу Афона. Этот монастырь — один из самых древних на Святой Горе. Возможно, в античные времена на этом месте находился небольшой город Дион.

От Ватопеда до скита св. великомученника Димитрия полчаса пешком, до Патократора два часа, и до Кариеса три часа. От монастыря Пантократор до Ватопеда переезд осуществляется на лодке.

Иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

Среди находящихся в монастыре Богородичных икон по меньшей мере восемь почитаются чудотворными:

«Отрада» или «Утешение» — Фреска XIV века, изначально находилась в притворе, а позже была перенесена в киот одноименной часовни. Согласно преданию монастыря, некий игумен однажды услышал голос от иконы «Сегодня не открывайте ворота монастыря, вместо этого поднимитесь на стены и прогоните их». Повернувшись, игумен увидел, как младенец закрывал ладошкой уста Богородицы, говоря «Не надо заботиться об этом грешном стаде, оставь их. Они погибнут от меча пиратов, ибо умножились беззакония в этом монастыре». Однако Богородица для того чтобы повторить свое предупреждение, слегка отодвинула руку Богомладенца, чтобы освободить свои уста, и в этом движении икона пребывает до сего дня. Монахи сразу же побежали на стены и увидели, что их монастырь окружен пиратами. В благодарность за спасение каждую пятницу перед иконой совершается Божественная Литургия.

«Всецарица» («Пантанасса») — Икона XVII века. Находится в левом киоте собора. Икона особенно помогает страдающим онкологическими заболеваниями.
«Елеоточивая» или «Келарница» («Элеовритисса», «Дохиарисса») — Икона XIV века, находится в хранилище масла монастыря. По преданию во время неурожая и голода Богородица сама наполняла цистерны маслом и вином.

«Ктиторская» или «Алтарница» («Виматарисса») — в Соборном храме монастыря. Предание говорит, что во время одного из набегов арабов, пономарь храма хотел спасти икону и спрятал ее в колодец, под Святым Алтарем. Когда через много лет монахи открыли колодец, они увидели чудо -икона стояла в воде вертикально, а лампада перед ней продолжала гореть.

«Закланная» («Эсфагмени») названа так, по преданию, из-за раны, которую нанес ей один из монахов. Потеряв управление над собой, он вонзил кухонный нож в щеку иконы, которая стала кровоточить. Позже монах образумился и после его смерти Богородица простила его. Икона находится в юго-восточном углу внутреннего нефа часовни Святого Димитрия Мировлита. След раны и сочащейся крови на ее щеке виден и по сегодняшний день. Фреска XIV века, находится в пределе Святого Димитрия — главного собора монастыря.

«Предвозвестительница» или «Живоприятная» («Антифонитриа»), названа так потому, что когда, согласно преданию, Планидиа, дочь Феодосия Великого, во время одного из своих приездов на Афон захотела войти в неф храма, раздался голос иконы, который вопросил ее: «Что ты хочешь здесь? Здесь живут только монахи. Почему ты хочешь дать повод врагам нашим сказать, что здесь ступала женская нога? Остановись! Не ступай дальше!» Говорят, что после этого случая и был введен запрет для всех женщин ступать на землю Святого Афона. Фреска находится в пределе святого Димитрия.

«Простреленная» («Пироволифиса») — по преданию, в 1822 году один из солдат военного отряда, расположившегося в монастыре, выстрелил в икону. Замученный угрызениями совести, он вскоре после этого повесился на оливковом дереве. Фреска находится при входе в монастырь.

«Увещание» («Парамифия») XIV век — по преданию, во время одного из нападений пиратов на монастырь икона ожила и заговорила с монахами, советуя им не открывать ворота монастыря, а подняться на его стены и оттуда попытаться отогнать пиратов.

Икона Богородицы «Милующая» — Икона XV века, находится в пределе Святого Димитрия. Она происходит из скита Святого Андрея, откуда была перенесена в монастырь. Икона найдена в стене Оттоманской мечети Константинополя (ранее эта мечеть была византийским храмом). При ремонте мечети строители-христиане нашли эту икону, после чего они продали ее эконому подворья скита Софронию, который жил в районе Галата. Оттуда икона была перенесена русскими монахами в скит Святого Андрея.

Известные личности, связанные с монастырём

Святой Савва Сербский был здесь иноком в конце XII века
Около 1312 года здесь работал один из лучших мастеров своего времени, иконописец Мануил Панселин, в частности он выполнил фреску «Ведение на крест».
Преподобный Симеон Мироточивый, царь Сербский жил здесь в конце XII века
Святитель Григорий Палама подвизался здесь в XIV веке
Патриарх Геннадий (†1452) пришел сюда после отречения от Патриаршего престола в середине XV века
Преподобный Максим Грек принял здесь монашество в 1507 году

Предание

У Императора Феодосия (379 — 395) было трое детей: Аркадий, Гонорий и Плакидия. Выдав дочь замуж, он отправил молодую чету и двух своих сыновей-подростков в путешествие в Рим. При возвращении из Рима в Константинополь, возле местечка Имброс, Аркадий во время шторма был смыт за борт гигантской волной и сразу же исчез в пучине моря. Кораблю чудом удалось причалить к берегу — именно возле того места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь.

Придворные императора, глубоко скорбевшие о гибели всеми любимого отрока, обойдя весь берег, вдруг увидели его — живого! Царевич спокойно спал под кустом куманики (эта ягода представляет собою вид ежевики). Когда его разбудили, Аркадий рассказал им, как чудесным образом спасла его Богородица, к Которой он воззвал в последней, отчаянной надежде на спасение… В благодарность за спасение сына Император воздвиг на этом месте монастырь, который впоследствии стали называть Ватопед — Βατοπαίδιον (от слов βάτος — купина, терновый куст и παιδίον — отрок, дитя).

Император пожертвовал тогда монастырю икону Божией Матери, которую поставили в алтаре соборной церкви. Иконе было дано имя «Отрада». К нему годы спустя добавилось второе — «Утешение». Это случилось в 807 году, когда Небесная Заступница спасла Ватопедский монастырь от разграбления разбойниками.

Придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый «Отрада» или «Утешение», здесь пребывает этот чудотворный образ Божией Матери:

Вот что повествует предание об этой иконе. Некогда шайка разбойников вознамерилась разграбить богатый Ватопед. Высадившись на берег ночью, они укрылись в кустах, чтобы утром, когда откроются монастырские врата, неожиданно ворваться в обитель. Однако игумен монастыря услышал голос, исходивший от Богородичной иконы:

Не отверзайте врат обители, но, взойдя на стены, прогоните разбойников.

Взглянув на образ, игумен стал свидетелем страшного чуда: лики Богоматери и Богомладенца ожили. Христос, закрывая десницей уста Своей Матери, повернув к Ней голову, сказал:

Не говори им сего, пусть они понесут заслуженное наказание!

Но Заступница Усердная, стараясь рукой удержать десницу Своего Божественного Сына, ещё два раза повторила предупреждение. Конечно, врата не открыли, разбойников отогнали пушками, которые в те времена были во всех святогорских монастырях. Но самое замечательное, что лики Христа и Богородицы на образе навсегда изменили своё положение.

В монастыре пребывают чудотворные иконы Божией Матери: «Закланная», «Провозвестительница», «Ктиторская» (Виматарисса), «Елеоточивая» (Дохиарисса), Парамифия, и чудотворный образ Богородицы над вратами (он также называется Пировлифисса (от греческого «пироволо» – стрелять). Так образ был назван в 1822 году после того, как в него выстрелил турецкий солдат, сразу после этого сошедший с ума и повесившийся).

Бесценная святыня Ватопеда – пояс Богородицы, сплетённый из Её волос. Кроме него здесь находятся части Животворящего Креста Господня, хламиды Христа, другие предметы, связанные с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы, честные главы свт. Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Модеста Иерусалимского, Иакова Персянина, ктиторов обители прп. Николая, Афанасия и Антония и вмч. Меркурия, правая рука ап. Андрея Первозванного, частицы мощей Иоанна Предтечи, ап. Варфоломея, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Пантелеимона, Прокопия, Димитрия Солунского и Феодора Стратилата, сщмчч. Харалампия и Андрея Критского, мчч. Трифона, Кирика, Сергия, Вакха, вмцц. Екатерины и Марины, мцц. Параскевы, Пелагии и Феодосии, прав. Иоанна Милостивого, прп. Евдокима Ватопедского Чудотворца и других святых.

Обретение святых мощей преподобного отца нашего Евдокима Ватопедского:

Хранит Господь вся кости святых Своих (Пс. 33, 21), – так вещает божественный пророк Давид. А сколько чудес творит Всемогущий Бог чрез избранных Своих! Но есть люди, которые не только отвергают всякое чудо, но даже с презрением относятся к тем, которые имеют чистую веру в Бога и в ходатайство святых угодников Его. Эти люди, по словам пророка Исаии, ослепили глаза свои и окаменили сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их (Ис. 6, 10). Между тем, сердце верующего и горящего любовью к памяти святых всегда получает благодатное утешение.

Из нижеприведенного события, бывшего в Ватопедском монастыре, каждый должен убедиться, что действительно Бог чудодействовал и чудодействует чрез святых Своих.

В сентября месяце 1841 года при епитропе архимандрите Филарете в Ватопедском монастыре производилась поправка обветшавшей братской усыпальницы, в которой хранились кости отшедших на вечный покой отцов и братий. Когда стали разбирать кровлю усыпальницы, то по неосторожности рабочих кровля обрушилась и завалило мусором один угол усыпальницы. Когда стали очищать усыпальницу, то вдруг из мусора разнеслось необыкновенное благоухание, и чем более разрывали мусор, тем сильнее разливалось благоухание. Вслед за тем глазам работников представился человеческий остов, у которого череп был обнажен и ничем не покрыт, прочее же тело обвито хитоном из бумажной материи. При дальнейшем откапывании оказалось, что этот остов находился в коленопреклоненном положении и левым боком прислонен к стене усыпальницы, руки были крестообразно сложены на груди, и под правою находилась небольшая икона Пресвятой Богородицы. Все кости остова плотно соединялись между собою сухими жилами и надкожной плевою. Это произошло в среду, 1 октября.

Об этом открытии тотчас дано было знать архимандриту Филарету и двум иерархам: митрополиту адрианопольскому Григорию и архиепископу смирнскому Хрисанфу, которые в то время находились в Ватопедском монастыре на покое. При виде остова, от которого исходило благоухание, все пришли в удивление и хранили глубокое молчание. Наконец, архиепископ Хрисанф, обращаясь к митрополиту Григорию и прочим братиям, собравшимся в усыпальнице, сказал:

– Отцы святые и братия, что мы стоим и удивляемся тому, что видим и что обоняем! Внимайте, други, и благоговейте пред десницею Всевышнего, Который и из сухих костей угодника Своего источает неоскудное райское благоухание! Кто другой кроме Бога нашего так помазал их?! От кого другого это Божественное благоухание?! Как могут кости и сгнившее тело сами по себе источать его?! Из Евангелия мы знаем, что Лазарь, пробыв только четыре дня во гробе, издавал зловоние: смердит, сказано, четверодневен бо есть (Ин. 11, 39). Так и быть должно, ибо самые кости наши, по разрешении от плоти, отдают земле некую дань зловонием, а сии мощи неизвестного нам угодника Божия источают райское благоухание. Из этого не следует ли заключить то, что Дух Божий, как при жизни обитал в сем угоднике, так точно и по смерти не оставил его. Итак, прославим Бога, дивного во святых Своих и почтим святого Его угодника.

После этого мощи святого перенесли в церковь святых Апостолов, находящуюся в усыпальнице, и на другой день архимандрит Филарет собрал старшую братию и с ними стал рассуждать о имени святого, также и о том, как святые сии мощи обрелись в усыпальнице среди множества других костей.

Изыскивая имя святого, все желали наименовать его как-нибудь сообразно с обстоятельствами. Итак, общим мнением решили назвать святого Евдокимом. Если же святой угодник Божий считает неприличным прославиться под именем Евдокима, то да благоволит сам объявить свое имя. И таким образом под символическим именем Евдокима и поныне чествуется и ублажается сей угодник Божий. – Касательно же того, каким образом обрелись в усыпальнице мощи святого, были разные мнения, из коих мнение одного из братий, ученого мужа Никифора, было одобрено всеми. Он говорил так:

– Святой угодник Божий предвидел час своей кончины и, никому ничего в монастыре о том не сказав, взял в свои объятия икону Богоматери, и тайно исшедши из обители, вошел в темное место усыпальницы, где думал лучше скрыться. Там он, преклонив колена, сказал: «Господи! В руце Твои предаю дух мой», – и отошел в вечный покой.

Это мнение совершенно сообразно с обстоятельствами: они убеждают, что, действительно, угодник Божий скончался так, как говорит Никифор. Ибо, если бы святой погребен был сначала вне усыпальницы, то неужели в то время, когда его выкапывали из земли и переносили в усыпальницу, никто не ощущал от мощей благоухания! Наконец, если видели его одетым и притом с иконою, неужели бы умолчали о столь необычайном обстоятельстве?

Если же допустить, что святой был положен в темном месте усыпальницы, то для чего с иконою и почему он один положен там, тогда как все усопшие зарываются в землю? В усыпальницу же складываются только одни кости почивших отцов, которые вырываются из земли по прошествии трех лет со дня погребения усопших[259]. Но из всего этого видно глубокое смирение святого, который скрытно проводил добродетельную жизнь, не показывая своих добродетелей пред людьми, а потому пожелал скрыть и свою праведническую кончину. Мало того, он и по смерти не захотел быть почитаемым от людей. Но Всемогущий Бог, пред Которым без награды не остается и чаша холодной воды, поднесенная жаждущему, не восхотел оставить в совершенной неизвестности Своего раба, всю жизнь работавшего Ему со страхом и трепетом, но прославил его и против его воли и явил его добродетельную жизнь на пользу многим. Что же касается до времени, когда именно святой скончался, то с точностью определить весьма трудно, но если взять во внимание количество костей, лежащих около святых мощей, то надобно предполагать, что немного времени почивали тут мощи святого, так как костей было не слишком много. Между тем, и здание усыпальницы, а равно и одежды святого, судя по материалу и работе, относятся не далее, как к первой половине XVII столетия.

Общим также советом положили совершить и бдение по случаю обретения сих святых мощей и тем воздать славу Богу, явившему Себя нам в этом чуде. Итак, в вечер субботы, 4 октября, мощи святого Евдокима с подобающей честью, благоговением и приличным псалмопением были перенесены в соборную церковь и, после всенощного богослужения и Литургии, с честью помещены в святом алтаре 5 октября в день недельный.

Кратко описав обретение святых мощей преподобного Евдокима, мы не должны умолчать и о чудесах его. Из числа многих расскажем здесь только о двух, которые совершились в Ватопеде и которых мы были очевидцами (говорит составитель сказания): у одного монаха, страдавшего чахоткой, болезнь развилась настолько, что врачебные средства уже не имели никакого действия. Вследствие безнадежного своего положения больной обратился с усердной молитвой к преподобному Евдокиму. Когда он окончил молитву и немного забылся сном, вдруг видит подошедшего к нему боголепного и сединами украшенного монаха, который, дав ему малый сосудец, наполненный какой-то врачебной жидкостью, приказывал оную выпить. Когда больной выпил жидкость, явившийся налил ему во второй раз той же самой жидкости. После этого больной обратился к небесному посетителю и сказал:

– Благодарю тебя, отче, за твое усердие и любовь, которую ты оказал мне и напоил жаждущего.

В это время он пробудился от сна и на самом деле почувствовал себя как бы только что сейчас пившим прохладительный напиток, от которого получил совершенное исцеление. Между тем, он вспомнил и о своей молитве к святому, и, приписывая свое исцеление преподобному Евдокиму, бывший больной принес ему достойное благодарение и тотчас рассказал всей ватопедской братии о бывшем чуде. Братия, видя пред своими глазами здравым того, которого назад тому несколько часов обрекли на смерть, прославили Бога и Его святого угодника.

Другое чудо было над ватопедским же монахом Гавриилом, весьма искусным врачом, у которого случилось страдание седалищного нерва. Боль до того была нестерпима, что он не мог ни сидеть, ни повернуться на другой бок, а лежал в постели без всякого движения; при этом были испытаны все врачебные средства, от которых больной не получил облегчения. Видя жестокое страдание больного, братия посоветовали ему обратиться с молитвою к преподобному Евдокиму и попросить его помощи. Больной согласился и сказал:

– Если истинно, что святой Евдоким чудотворец и исцелит меня от жестокой болезни, я для священной его главы устрою серебряную раку.

После этого он погрузился в тонкий сон и видит подошедшего к нему боголепного старца, походившего на образ св. Евфимия Великого, который, коснувшись рукою его бедер, сказал:

– Твоя болезнь нисколько не опасна, а потому будь покоен, она скоро пройдет.

– Что ты, старче, шутишь надо мной, – отвечал Гавриил, – разве не видишь, как я страдаю и нахожусь в безнадежном положении?

– Ну, будь же от сего часа здоров, – сказал явившийся и пошел от больного.

По пробуждении Гавриил увидел себя исцеленным от тяжкой болезни, но не мог понять: во сне ли все это было или наяву, а потому спросил прислуживающего ему брата:

– Откуда тот старец, который сейчас разговаривал со мной?

Когда же прислужник сказал, что он никого не видел и никто в келью не приходил, тогда Гавриил вспомнил, как он обращался с молитвою к преподобному Евдокиму, а равно и о своем обете. А потому немедленно пожелал в знак благодарности святому исполнить данный им обет; для этого вызван был мастер, которому и заказана серебряная рака на главу преподобного. А чтобы не утратилась память сего чудесного исцеления, то на раке вырезали следующие слова: «Устроена сия рака для честной главы преподобного Евдокима монахом Гавриилом, которого сей преподобный исцелил от тяжкой болезни». Молитвами преподобного отца нашего Евдокима, да избавимся и мы все от встречающихся с нами недугов, душевных и телесных, и да наследуем Царствие Небесное. Аминь.

В Мир Моря Солнца Вершин Олимпа!

«… не ищи Бога в кигах и менеях, его там нет, ищи его внутри себя…Сердце твое, возлюбленный, создано Богом для того одного, чтоб оно любило Его единого и служило ему обителью…»

Преподобный Никодим Святогорец

В Мир Моря Солнца Вершин Олимпа!

Gарантия Rоскошного Tура!

[[[[],[]],[[]],"and"]]
1 Step 1
Вопросы и пожелания
ИмяКонтактное лицо
СообщениеТекст обращения
0 /
Previous
Next

2 комментария

Вы должнызалогиниться чтобы оставить комментарий.